ВКонтакте

Новости»Общество»Еманжелинская молодежь узнала, как проходят поисковые работы в Северном Крыму

Еманжелинская молодежь узнала, как проходят поисковые работы в Северном Крыму

Оцените материал
(4 голосов)
Еманжелинская молодежь узнала, как проходят поисковые работы в Северном Крыму Фоо Татьяны СОКОЛОВОЙ
Мероприятие в музее было посвящено Дню Неизвестного солдата.

3 декабря в историко-краеведческом музее Еманжелинска состоялась встреча школьников и студентов еманжелинского филиала Первомайского техникума с начальником регионального штаба Юнармии, куратором военно-патриотического центра «Росток» Алексеем Евгеньевичем Зязевым.

Чтобы ребятам было интересно и легче воспринимать материал, А.Е. Зязев подготовил подборку фотографий и видеозарисовок из экспедиций, а также выставку оружия и трофеев.

Центр «Росток» участвует в поисковой деятельности с 2007 года. Тогда ребята Таяндинской школы работали на Синявинских высотах в Ленинградской области. С тех пор «Росток» регулярно отправляется на места кровопролитных сражений, чтобы поднять и захоронить бойцов, по возможности установить их имена, найти родственников.

С 2014 года экспедиции традиционно проходят весной в Крыму в городе-побратиме Армянске, который находится в нескольких километрах от границы с Украиной – это самая северная часть крымского полуострова.

– Несмотря на то что климат там суровый, весной бывает снег, ночные заморозки до минус пяти градусов, апрель – самое подходящее время для поисковой работы. Раньше это делать невозможно, так как земля еще мерзлая и холодная, позже – очень жарко, – говорит Алексей Зязев. – Голая степь кругом напоминает пейзаж Варненского района Челябинской области, постоянно дуют сильные ветра. В раскопе работаешь – жарко, вылез – замерз. Экспедиция длится около двух недель. Но наша работа начинается задолго до нее. Отряд «Тафрос» и его руководитель Игорь Владимирович Лешков заранее готовят лагерь, намечают окопы. Основной документ – аэрофотоснимок – сделан немцами в апреле 1944 года: через пять дней после освобождения Армянска немецкие самолеты еще летали, проводили разведку и думали о возможности вернуть Крым. Качество снимка очень хорошее, если его приблизить и увеличить, то при детальном рассмотрении можно увидеть машины на дороге. На этом снимке виден и Турецкий вал, и залив, и разрушенный город Армянск, и линии окопов. На этот аэрофотоснимок поисковики накладывают современные карты и находят окопы с точностью до пяти-десяти метров. А дальше идут на помощь лопата, щуп и физический труд. Работа на местности проходит вручную. По сравнению с Ленинградской областью, глубина залегания останков в Северном Крыму больше, в среднем – 150-170 см.

Каждая экспедиция не обходится без находок предметов времен войны. Куски колючей проволоки поисковики достают килограммами, гильзы – ведрами, минометные снаряды – ящиками… Каждый год знания пополняются благодаря новым интересным находкам. Например, фляжка в пробковом футляре, немецкая зажигательная граната (внутри сохранилась жидкость!), остатки от немецкой дымовой гранаты (одна из стеклянных колб тоже целая!), остатки от немецкой винтовки Маузер. Кстати, немецкий штык-нож времен Великой Отечественной войны был привезен в Златоуст и передан музею.

– Самое ценное, что может найти поисковик, – это личный опознавательный знак (ЛОЗ). Они могли быть в разном исполнении. В пенале – записка с фамилией, именем и отчеством бойца, данными военкомата и указанием года, которым призывался, с данными ближайших родственников, домашним адресом, – рассказал Алексей Зязев. – Если человек погибнет – знали, куда сообщить, написать. Самая наша основная задача – сделать так, чтобы все погибшие солдаты были учтены и захоронены.

Отвечая на очередной вопрос участника встречи, сколько лет под Армянском еще могут работать поисковики, А.Е. Зязев пояснил, что работы хватит на годы: жестокие бои проходили в том месте как в 1941, так в 1943, когда началось освобождение полуострова, и в 1944 году, когда 8 апреля наши войска полностью освободили город Армянск. Только при обороне Армянска во время штурма в апреле 1944 года за неделю боев погибло 37 тысяч наших солдат! За 14 экспедиций поднято 415 советских солдат, шесть медальонов прочитано, у пятерых найдены родственники.  У А.Б. Кузнецова, останки которого найдены в экспедиции 2007 года, родные не найдены, поэтому именно его медальон хранится в школьном музее в Таяндах. Остальные медальоны вместе с останками бойцов переданы родственникам. Два солдата - наши земляки. Нифантий Семенович Веснин призывался из Челябинской области. Сейчас с. Гагарье входит в состав Курганской области. Он найден под Ржевом в 2009 году. А Хуснитдин Сираев - из д. Бурино Кунашакского района, найден в Крыму в 2017-м. 

Однажды на глубине чуть более 20 метров под пулеметом нашли останки бойца, погибшего, судя по обмундированию, в 1941 году. Но установить его личность не удалось. Такое тоже происходит.

Строго регламентирована процедура эксгумации. Как, впрочем, и освидетельствование найденных взрывчатых веществ – в этом случае с материалами работают полицейские и саперы. 

Участники встречи также узнали, зачем в большую палатку дополнительно ставят маленькие туристические палатки, делают мостики-перегородки между окопами и почему немецкого оружия на поле боя меньше, что на языке поисковиков значат понятия «натоптыш», «настрел», на какой объект исторической памяти поисковиков сопровождают пограничники, как выглядит сколопендра и чем она опасна...

Ребята подержали в руках музейные экспонаты, услышали интересные истории о них. Например, чем друг от друга отличались три винтовки Мосина. Разглядели пистолет-пулемет Шпагина и то, что от него осталось через 70 лет, которые он пролежал в земле. В основу передвижной выставки вошли массогабаритные макеты оружия, на которых можно увидеть дату изготовления, в частности, 1943 год. И это тоже вызвало неподдельный интерес у участников встречи.

– После школы захожу к дедушке с бабушкой. С дедушкой у нас общие интересы – он много знает об оружии, постоянно рассказывает мне истории. Сам тоже нахожу интересную информацию и читаю про военное оружие. Да, я бы хотел поехать в поисковую экспедицию, – сказал семиклассник Глеб Куляс.

И у Глеба есть все шансы. А.Е. Зязев рассказал, что в экспедицию обычно берут до 20 человек, большая часть – подростки, начиная с 7 класса, так как по закону работать с останками могут дети с 14 лет. В обязательном порядке едут и взрослые, которые отвечают за безопасность детей. Отбор в экспедицию дисциплинированных (потому что приходится иметь дело с боеприпасами), трудолюбивых и успевающих по школьным дисциплинам ребят начинается после новогодних каникул. Решение остается за родителями, педагогами и руководством центра «Росток». Надо сказать, что еманжелинцы входят в состав поискового отряда на протяжении лет десяти.

Такие экспедиции интересны еще тем, что кураторы стараются познакомить ребят с достопримечательностями Крыма. В выходные организуют экскурсии в Армянск, Керчь, Ялту, Севастополь – в краеведческие музеи, учебные заведения, в том числе военные.

 

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

« Февраль 2017 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28          

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |