ВКонтакте

Новости»Общество»Впервые на сцене ДК им. А.С. Пушкина в Еманжелинске звучали орган и терменвокс

Впервые на сцене ДК им. А.С. Пушкина в Еманжелинске звучали орган и терменвокс

Оцените материал
(11 голосов)
Впервые на сцене ДК им. А.С. Пушкина в Еманжелинске звучали орган и терменвокс Фото Татьяны СОКОЛОВОЙ
Необычный концерт стал возможным благодаря проекту «Театрально-концертный зал», новый сезон которого в Еманжелинском районе начался 5 марта.

На этот раз к нам в гости приехали Юлия Лотова из Москвы и Петр Термен из Санкт-Петербурга. Прелюдия Иоганна Себастьяна Баха открыла программу с космическим названием «Музыка Вселенной». На концерте звучала разнообразная музыка: от популярной классики до авторских композиций. Бетховен, Пьяццолла, Рахманинов, Гершвин, Форе… Юлия Лотова исполнила «Импровизацию» собственного сочинения (в дуэте с Петром). Петр Термен – мелодию под названием «Хиросима, моя любовь» (сольно), во время прослушивания которой не покидало ощущение, будто женщина, мать, плачет. Эта пьеса – отсылка к одноименному антивоенному фильму. Когда Петр исполнял ее в Японии, к нему подходили люди и благодарили за впечатляющее обращение к теме трагедии в Хиросиме.

После очередного концертного номера Петр кратко и очень интересно рассказал зрителям об изобретенном прадедом инструменте (в название включена фамилия!), его возможностях.

Зрителей удивил терменвокс. Компактный орган нового поколения тоже впечатлил. Появление этого инструмента в области для просветительских целей – совместная инициатива Челябинской государственной филармонии и челябинского органиста Владимира Хомякова. Современный электронный передвижной орган побывал в нескольких культурных командировках. Юлия Лотова как знаток отметила, что у нашего органа возможности классического духового инструмента и звучит он очень достойно.

Еманжелинцы узнали много нового о гениальных произведениях, их исполнителях, современных инструментах. Каждый зритель сделал для себя музыкальные открытия и благодаря ведущей концерта, музыковеду Челябинской государственной филармонии Елене Письмак. Это был успешный дебют выпускницы, преподавателя ДШИ им. Ф. Липса в новой роли в городе, где она выросла.

На сцене ДК им. А.С. Пушкина состоялся содержательный диалог двух музыкантов, двух разных по возрасту и природе инструментов, которыми виртуозно владеют Юлия Лотова и Петр Термен. Звучала фантастическая редкая музыка! Зрительный зал был заполнен наполовину, но еманжелинцы щедро дарили аплодисменты, восхищенно выкрикивали «Браво!». Одна из восторженных зрительниц призналась: «Я побывала в космосе!» И тут же последовало: «Мы все там побывали!» После концерта зрители благодарили артистов за музыкальное наслаждение, спрашивали об инструментах.

– Впечатления – замечательные! Интересен дуэт, никогда не слышала, чтобы орган звучал вместе вот с таким инструментом. И как играет терменвокс, видела и слышала только один раз по телевизору. Хорошо подобрана и продумана программа для слушателя широкого круга: произведения ложились на слух, запоминались. Я Баха обожаю. Сама его с удовольствием играла. И, конечно, его больше всего запомнила. Здорово, что в город приезжают музыканты и просвещают. Такой проект нужен малым городам. Очень жаль, что наши слушатели не находят времени прийти. Сидеть перед телевизором – это одно. Эффект живой музыки, живого диалога, импровизации – это другое. Выступление затронуло все струнки души, – поделилась впечатлением после концерта Галина Фролова.

Московские артисты в Челябинской области дали всего два концерта. Днем ранее, 4 марта, выступили в зале «Родина» в Челябинске. В интервью «НЖ» они рассказали о своем дуэте и планах.

– Наш дуэт образовался в августе 2018 года в Санкт-Петербурге. Именно тогда нам представилась возможность сыграть вместе, – рассказала Юлия Лотова. – На самом деле мы знакомы были и раньше по национальному музею музыки в Москве, где Петр Термен читает лекции об истории терменвокса и дает мастер-классы, а я там читаю лекции по истории органа. Как раз после одной из лекций Петр предложил сыграть «Аве Марию» Вавилова. Экспромт удался. Мы поняли, что нам нужно сотрудничать. Начали гастролировать. Были в Томске, Кирове, Москве… На Фестивале Науки в Московском университете в октябре прошлого года концерт получил потрясающий резонанс. Потому что Лев Сергеевич Термен в последние годы жизни преподавал в университете, там была лаборатория и вообще очень много связано с его именем. Это было органично.

– Петр, ваш прадед был больше физик?

– Он был физик-акустик, музыкант. И в частности, в Московском университете он воспитал очень много учеников по музыкальной акустике, в направлении, которое сейчас, к сожалению, в нашей стране не очень сильно представлено. Можно сказать, что он был последним из могикан. А в первую очередь Лев Сергеевич был изобретателем. Человеком, который умел нестандартно, по-своему и гениально подходить к совершенно разным областям и создавать прекрасные вещи.

– Расскажите о своем образовании.

– У меня образование академическое, – начала Юлия. – Родилась в Подмосковье. В пятом классе поступила в музыкальную школу при консерватории. Затем – в училище, единственное в то время, где учили играть на органе. Мне было это очень интересно. После я поступила в Нижегородскую консерваторию, а параллельно работала в Московской консерватории органным мастером. Я настраивала орган Большого зала консерватории, была в нем внутри, я знаю, как там все устроено не по книжкам. Поэтому с удовольствием рассказываю, читаю лекции в музее музыки, веду абонементный концерт со старейшим органом России. То есть с 16 лет, а это уже 40 лет, я в органной области развиваюсь, и мне интересно все, что связано с органом.

– Я избежал каких-либо институций, – продолжил Петр Термен. – Это было домашнее обучение. Когда мне было лет 16, я ходил на занятия по скрипке в музыкальную школу. Пришел к терменвоксу лет десять назад, в сознательном возрасте. Считаю, что это важно. Терменвокс – это инструмент, который всегда удивляет своим звукоизвлечением. И поэтому, если человек, который им занимается, не относится к инструменту по-настоящему серьезно, с любовью и уважением, то это может превратиться в аттракцион своего рода.

– Вы с терменвоксом быстро нашли общий язык?

– Да, в определенном смысле это династийная история. Терменвокс всегда звучал в нашей семье. Наталья Термен, моя бабушка, дочь Льва Термена, – профессиональный исполнитель на терменвоксе. И мы с ней вместе выступаем. И с Юлией, втроем, играли в музее музыки. Безусловно, мы сохраняем звуковую традицию, которую Лев Термен вкладывал в терменвокс. Каждый из нас по-своему играет, но все равно это определенное русло, определенная история, культура, которую мы стараемся привить молодым исполнителям в школе терменвокса. В России, на территории постсоветского пространства, Европы наша школа терменвокса единственная. Еще одна есть в Японии. Куратором российской школы является Наталья Термен. Мы проводим фестиваль терменвокса с приглашением зарубежных исполнителей. В сентябре этого года в Петербург приедет французская исполнительница – победитель международного проекта, видеоинтернет-конкурса.

– Петр, музыкантов, играющих на терменвоксе, терменвоксистов, много?

– Если мы говорим об академической музыке, то в мире таких исполнителей 10-15 человек. Если о владельцах инструмента в принципе, то их, возможно, десятки тысяч. Мне кажется, что в мире терменвокса не хватает определенного понимания возможностей инструмента, его потенциала. Зачастую увлеченный идеей человек приобретает терменвокс и начинает самостоятельно разрабатывать технику игры, но без руководства и понимания инструмента это сделать сложно. В принципе за полгода-год занятий человек может научиться играть какие-то простые мелодии, а дальше – или серьезно связать свою жизнь с инструментом, или, по крайней мере, музыкально достойно его использовать. В школе мы стараемся расширять географию уроков. В 2017 году, например, я проводил курс в Челябинске для воспитанников фонда Олега Митяева и всех желающих.

– Поделитесь планами.

– Следующий концерт состоится в наукограде, в подмосковном Пущино. Есть еще несколько мест, где даты пока обговаривают. Есть идеи по новой программе и новому репертуару, поэтому работа будет продолжаться. Основные акценты – академическая музыка, музыка 20-го века. Конечно, нас интересует и современная музыка, написанная в наши дни.

Администратор концертного отдела Челябинской государственной филармонии, куратор областного проекта «ТКЗ» Ольга Мухаметшина:

– Проект «ТКЗ» проходит при поддержке губернатора Челябинской области Алексея Текслера, в него вкладывают федеральные средства. Поэтому Челябинская государственная филармония, которая является оператором проекта, имеет возможность вывезти в города как столичных, так и региональных артистов. В 2020 году проект «ТКЗ» принимают девять муниципалитетов – такая честь выпала Еманжелинскому району, Южноуральску, Миассу, Верхнему Уфалею, Усть-Катаву, Кыштыму, Сатке, Троицку, Карталам. Остальные территории прикреплены к этим округам и районам. Намечено 73 мероприятия в рамках проекта, в прошлом году их было 69. Программа меняется, появляется больше разноплановых артистов. 20 марта в Еманжелинск приедут дебютанты проекта – театр современного танца с хореографическим спектаклем. Чтобы вывезти его, требуется большая организационная работа, и не каждая площадка может его принять.

 

Оставить комментарий

2 комментарии

  • Татьяна

    Татьяна, замечательная статья, большая работа! Спасибо большое.

    Татьяна Комментировать
  • Richard

    Браво! У таких мастеров, талантов учиться надо!

    Richard Комментировать

Похожие материалы (по тегу)

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |