Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

Маргарита Анфалова из Еманжелинска рассказывает о судьбе родных, переживших войну

Оцените материал
(1 Голосовать)
Алексей и сестры Щекотовы: Клавдия, Анна, Тамара и Людмила Алексей и сестры Щекотовы: Клавдия, Анна, Тамара и Людмила
Перелистывая старый мамин фотоальбом, ветеран труда обратила внимание на маленькую фотографию с обломанным уголком, на которой запечатлены четыре сестры.

А на обороте: «май 1941 г.». Она отреставрировала этот снимок в ателье, и теперь он достойно украшает фотогалерею, посвященную памяти родных.

«Май 41-го года» – это рубеж между довоенной и военной жизнью. Как же сложились судьбы моих родных? Спросить особо не у кого. Из 11 детей сестер Щекотовых и их брата в живых осталось только шестеро, а представители старшего поколения уже давно ушли в мир иной. Созвонившись с двоюродными сестрами, я все же кое-что узнала, а что-то помнила. Чем взрослее становишься, тем яснее понимаешь, как много мы в своей жизни не сделали, как много упустили возможностей…

До войны мой дед Григорий и бабушка и Наталья Щекотовы жили в поселке Углеуральском Пермского края. У них было пятеро детей. Старшей, Клавдии, это моя мама, накануне войны исполнилось 22 года, а младшей, Людмиле, – 14 лет. В семье воспитывались еще три малолетних племянника, отец которых погиб, а их матери не под силу было одной поднимать малышей.

Большая семья была дружной, трудолюбивой, держала подсобное хозяйство, без дела никто не сидел. Но пришло лихолетье. В начале войны сына Щекотовых Алексея и дочь Анну мобилизовали. Алексея отправили в авиашколу. А Анна служила в войсках ПВО в Москве, охраняла столицу от вражеских авианалетов. Потом ушла на фронт и средняя дочь Тамара, ее зачислили в зенитный полк, в его составе она служила до Победы. Клавдия устроилась на шахту счетоводом, потом ее перевели в контору по работе со спецпереселенцами, поток которых в то время резко увеличился. Там же подрабатывала и младшая Людмила.

В 1943-м случилась беда с отцом семейства, который трудился на железной дороге. Однажды он то ли опоздал на смену, то ли заснул на работе, и семье было велено в 24 часа покинуть поселок и отправиться, по выбору, в Златоуст или Коркино. Григорий с женой Натальей и двумя дочерьми – Клавдией и Людмилой – поехали в Коркино, а их племянники к тому времени уже подросли и остались со своей матерью в Пермском крае.

Щекотовы купили дом в Тимофеевке. Глава семейства устроился на железную дорогу. Наталья опять завела хозяйство. А дочери ездили на работу в Коркино.

Алексей не стал летчиком, потому что травмировался. Но он служил механиком на военном аэродроме. Однако травма давала о себе знать, и в 1944 году его комиссовали. Он долго лечился. В одном из госпиталей, в Челябинске, познакомился с красавицей Тамарой, которая добровольно помогала медсестрам. На 7 ноября 1948 года была назначена их свадьба, а накануне в возрасте 57 лет от кровоизлияния в мозг скончался отец. Но несмотря на печальное событие свадьба состоялась, и супруги прожили долгую, интересную жизнь, вырастили двух сыновей. Дядя Леня, так звали Алексея родные, заочно получил высшее образование. Ему ампутировали больную ногу, но он много лет проработал начальником планового отдела Коркинского экскаваторо - вагоноремонтного завода. А в 1970 году его направили в Набережные Челны, там он работал экономистом на КамАЗе. Алексей Григорьевич ушел из жизни в 1989 году в возрасте 69 лет.

Демобилизовавшись в 1945 году, Анна Григорьевна приехала к родителям, вскоре она устроилась на хлебозавод в Еманжелинске, где до пенсии работала бухгалтером. С мужем Николаем, он был инвалидом войны, они прожили вместе почти 40 лет, воспитали сына.

Тамара Григорьевна с фронта тоже вернулась к родителям. Уже здесь, на Южном Урале, она познакомилась со своим будущим мужем Аркадием, он был фронтовиком. Тамара Григорьевна работала в Еманжелинске во вневедомственной охране. Они вырастили четверых детей, которых, кроме старшей сестры, уже нет в живых, а династию Селезневых продолжает единственный внук Антон.

После войны Клавдию Григорьевну заприметили и взяли на работу в Коркинский горком партии, а в 1952 году перевели во вновь организованный горком партии в Еманжелинске, она была зав сектором учета. В этом городе в 1953 году родилась я.

Самая младшая из детей Щекотовых, Людмила Григорьевна, мы ее называли тетя Миля, работала в Коркино в паспортном столе, потом в военкомате, потом на швейной фабрике. С мужем Василием они воспитали троих детей. Из-за болезни сердца она рано ушла из жизни, в 60 лет.

Моя мама прожила, как и бабушка Наталья Никитична, 76 лет. Она часто говорила: «Я всех вынянчила и всех похоронила». У нее был большой авторитет среди сестер и зятьев. И у всех племянников она была крестной, они ее звали лёлькой.

До последних дней с нами в Еманжелинске жила бабушка, и поэтому во время каникул все внуки в основном собирались у нас. С двоюродными сестрами мы до сих пор в близких отношениях, часто общаемся.

Вот так одна фотография подтолкнула меня к тому, чтобы вспомнить родных и рассказать о них, ведь в их жизни отражена жизнь миллионов наших сограждан, переживших войну и встретивших долгожданный мир после нее».

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

ВВерх Desktop version