ВКонтакте

Спецпроекты»День Победы»За стойкость и мужество, несгибаемую волю и жажду к жизни Владимира Солуянова называли Уральским Маресьевым

За стойкость и мужество, несгибаемую волю и жажду к жизни Владимира Солуянова называли Уральским Маресьевым

Оцените материал
(1 Голосовать)
Совет ветеранов поселка Зауральского оформил альбом, посвященный Великой Победе. Одним из героев этого издания стал Владимир Иосифович Солуянов.

Владимир Солуянов – разведчик-десантник, кавалер двух орденов: Красной Звезды и Великой Отечественной войны 2-й степени. Человек, повторивший подвиг Алексея Маресьева. Искалеченный войной, он мужественно боролся с недугами, вынес все испытания и судьбе наперекор сумел найти свое место в жизни.

В армию – в 16 лет

Володя родился в 1924 году на одном из полустанков в Казахстане в семье путейца Иосифа Ивановича Солуянова. С детства мальчишка полюбил железную дорогу и мечтал водить поезда. Перед войной отца, почетного железнодорожника, кавалера ордена Ленина, перевели на станцию Золотая сопка под Троицком. И на новом месте Владимир одним из первых в школе записался на курсы, где готовили помощников машиниста паровозов.

В июне 1941 года он окончил семилетку и устроился в Троицкое депо, сначала был кочегаром, потом стал помощником машиниста паровоза. Хотел поступать в техникум. Но в первые же дни войны пошел в военкомат. «Пошлите на фронт», – настойчиво упрашивал парнишка комиссию, но слышал в ответ: «16-летние призыву не подлежат». Однако вскоре добился своего – был призван в Красную Армию. Вероятно, помогло то, что Владимир был внештатным инструктором дома обороны ОСОАВИАХИМ, хорошо стрелял. И после окончания разведшколы его направили на Западный фронт.

Поединок с «Тигром»

Свое боевое крещение Владимир Солуянов получил осенью 1942 года на Брянщине. Группу разведчиков из шести человек забросили самолетом во вражеский тыл. Когда десантники, приземлившись, спрятали свои парашюты и направились к лесу, неожиданно показались немецкие танки. Владимир остался прикрывать отход группы. Подпустив поближе идущий прямо на него головной «Тигр», он бросил в него приготовленную гранату, а потом автоматной очередью сразил фашиста, высунувшегося из объятого пламенем люка. И, оставшись невредимым, стал отползать к лесу, где его дожидались разведчики.

Отомщу за брата!

Во время форсирования Днепра Владимир Солуянов был тяжело контужен. Находясь на лечении в госпитале в Москве, он узнал, что его старший брат кадровый офицер армии, гвардии капитан Николай Солуянов, награжденный орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу!», «За оборону Сталинграда», пал смертью храбрых в бою. Позднее, уже после войны, Владимир назовет именем погибшего брата своего сына. А тогда, охваченный горем, он поклялся отомстить за брата.

Медики признали его негодным к службе. Но на Белорусском вокзале, куда привезли из госпиталя «нестроевиков» для отправки в тыл, Владимир увидел уходящий на запад состав с пополнением и, ни минуты не раздумывая, вскочил на подножку вагона. В Смоленске запросили документы отчаянного бойца и после проверки определили его в полковую разведку.

На счету Владимира Солуянова около 100 боевых и тренировочных парашютных прыжков, шесть добытых вместе с товарищами языков, множество выявленных огневых точек, складов с боеприпасами, скоплений войск противника. Об отважном воине писали фронтовые газеты. Он участвовал в слете лучших разведчиков фронта.

В неравном бою

Летом 1944 года в дом Солуяновых пришло горькое известие. Командир взвода сообщал, что Владимир погиб в жестоком неравном бою. Но Прасковья Васильевна, мама Владимира, не оплакивала сына. Сердце ей подсказывала: он жив.
Это случилось в начале июля 1944 года неподалеку от города Лида в Белоруссии. Гвардии старший сержант Владимир Солуянов с товарищами получили задание восстановить связь с отрезанным фашистами батальоном. Для поддержки взводу пешей разведки выделили два танка. Продвигаясь по намеченному маршруту, бойцы обнаружили кавалерийскую группу гитлеровцев и взяли противника в плен. Но дальше простирались болота, и танки вернулись назад. А разведчики наткнулись на вражескую заставу. Завязался бой. Когда наши бойцы пересекли первую и вторую цепь противника и оставалась последняя, третья, за спиной Владимира вдруг разорвалась граната. И он упал. Истекая кровью, Владимир увидел рядом с собой немецкого офицера, который нацелил пистолет ему в голову, но выстрела уже не слышал – потерял сознание. Его подобрали санитары.

Очнулся он в госпитале через 20 дней. Думал, в плену и закричал:

– Хоть на куски режьте, гады, ничего не скажу!

– Успокойся, голубчик, ты у своих, – услышал он ласковый голос и увидел доброе лицо спасительницы – военврача Г. В. Шамовой.

Ему ампутировали ногу, одна рука была парализована, из раздробленного черепа удалили часть мозга. Забинтованного седого бойца все звали в палате дедом. А ему не было еще и 20.

Каждый прожитый день – подвиг

После выписки из госпиталя Владимира отправили в сопровождении медсестры к родителям – на станцию Еманжелинск, куда в 1943 году перевели по работе отца. На станцию Владимир прибыл поездом поздней ночью, и сестренка Валя с младшим братом Леней увезли его на санках домой.

Вскоре открылась рана на голове, и Владимир семь месяцев лечился в госпитале в Москве. На всю жизнь он запомнил разговор с академиком Н.Н. Бурденко.

– Повезло вам, юноша, – сказал главный хирург армии, – операций, подобных вашей, я знаю только три. Ваша самая удачная. Теперь все будет зависеть от вас. Основной врач – это вы сами, ваша воля к жизни, ваша выдержка. Учтите.
Каждый прожитый день был для него – человека, вернувшегося практически с того света – как подвиг. В минуты отчаяния, когда нестерпимо болела голова, он гнал плохие мысли прочь. Его настольными книгами стали «Как закалялась сталь» Н. Островского и «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а потом еще и «Сколько у нас Маресьевых» Н. Мейсака. Он верил, что победит все недуги, вернется к полноценной жизни, станет нужным людям.

Не делал поблажек ни себе, ни другим

Владимир стал тренироваться. Сначала ходил на костылях, а потом с палочкой. Из колодца вычерпывал за день по 200-300 ведер воды. Радовался любой общественной нагрузке. Писал заметки в стенгазету, участвовал в рейдах, выступал с беседами на станции. В 1947 году его избрали заместителем секретаря партбюро станции Еманжелинск, а в 1948-м выбрали секретарем комсомольской организации. В Еткуль, в райком комсомола, даже в буран он ходил пешком, не ждал попутного транспорта, а путь был неблизкий – 25 км. Рано утром, затемно, выйдет и к обеду доберется до места. Всегда подтянутый, доброжелательный. Любил носить кожаный шлем летчика – удобно и красиво.

В.И. Солуянов одно время работал инспектором отдела кадров на ЕМЗ. В Зауральском представители старшего поколения помнят его. Был он общительным – на любые темы мог поговорить, добрым, отзывчивым, но принципиальным: не делал поблажек ни себе, ни другим, рассказала председатель совета ветеранов поселка Л.А. Золотухина, проработавшая 47 лет на ЕМЗ.

Три диплома

Ему не давала покоя мысль о поступлении в железнодорожный техникум, и фронтовик сумел убедить врачей дать ему разрешение на учебу. Так почти в 30 лет он стал студентом. Учение инвалиду первой группы давалось нелегко: память не та, что прежде. Но всех удивляла его настойчивость. И вскоре преподаватели стали ставить Владимира в пример другим студентам.

Сначала каждый день после занятий он ездил домой к родителям, но через год ему выделили в Челябинске комнату, а со временем и отдельную квартиру. Поначалу приходилось все делать самому по хозяйству, даже чистить картошку одной рукой. А чтобы самостоятельно выполнять чертежи, он придумал с преподавателем хитрое приспособление.

Когда Владимир Солуянов окончил техникум, в газете «Правда» был опубликован материал о величии духа, несгибаемой воле и силе характера человека с необычной судьбой, о хороших людях, которых он встречал на своем пути. Владимиру Иосифовичу стали приходить письма отовсюду. Все спрашивали: откуда в нем столько сил и упорства? А он потом еще два диплома получил: об окончании Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта и университета марксизма-ленинизма и, начиная с 1961 года, много лет проработал заведующим кабинетом научно-технической информации и пропаганды Челябинского отделения ЮУЖД, был агитатором, шефствовал над станцией Еманжелинск.

В последние годы жизни ветеран уделял особое внимания военно-патриотическому воспитанию молодежи. Проводил беседы со школьниками не только Челябинска, но и других территорий. В частности, его приглашал на встречу с детьми бывший директор школы № 4 г. Еманжелинска ветеран войны З.И. Мартюшов, а также Владимир Солуянов поддерживал связь с однополчанами – бойцами 173-й Оршанской Краснознаменной стрелковой дивизии, ветеранами 31-й армии.

В жизни всегда есть место подвигу

О героизме В.И. Солуянова на фронте и его мужественной борьбе за жизнь после войны написаны газетные очерки, изданы книги. Документальная повесть «Жизнь стоит дорого» журналиста Николая Мыльникова, лирическая повесть «Под доброй звездой» поэтессы Людмилы Татьяничевой и другие произведения – все они о том, что в жизни всегда есть место подвигу. И сильных духом людей не сломить, не вышибить из седла.

Оставить комментарий

1 комментарий

  • Никонов Александр

    В 1979 году имя Солуянова Владимира Иосифовича носил наш отряд в 15 школе посёлка Зауральский

    Никонов Александр Комментировать

Похожие материалы (по тегу)

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |