Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

В годы войны Ибрагим Муссагалиев сражался на фронте, а его будущая жена Хамдиниса Шарипова в тылу ковала Победу

Оцените материал
(1 Голосовать)
В годы войны Ибрагим Муссагалиев сражался на фронте, а его будущая жена Хамдиниса Шарипова в тылу ковала Победу Фото семьи Муссагалиевых
Судьба свела их на Еманжелинских угольных копях…

На фронт, чтобы мстить за брата

Ибрагим Канафеевич родился 15 марта 1927 года в деревне Уртяй Сафакулевского района Курганской области. Семья была зажиточной, имела скот, но когда началось раскулачивание, у Муссагалиевых забрали корову и лошадь. Глава семьи Канафей погрузил на телегу оставшийся скарб и отправился с супругой Тайфой и детьми искать новое место для жизни. Так в 1933 году они оказались на Еманжелинских угольных копях. Канафей устроился работать на шахту «18-наклонная». А Ибрагима записали в татаро-башкирскую школу в Рабочем поселке, где училась и Хамдиниса. Они жили по соседству, вместе ходили на уроки. А летом, на каникулах, со своими матерями дети собирали ягоды в лесу. В этой школе Ибрагим проучился два года, а затем перешел в русскую школу, ныне школу № 5.

Но началась война, и в 1942 году Ибрагим в возрасте 15-ти лет устроился работать выборщиком на шахту 18-бис, потом работал лесогоном на шахте «18-наклонная».

Его старший брат комсомолец Кашаф в 1942 году окончил в Чебаркуле курсы танкистов и в 20 лет отправился на фронт. Но воевал недолго. 27 ноября 1942 года он погиб в бою возле деревни Дубки Псковской области.

Через много лет Ибрагим ездил в эту деревню, нашел братскую могилу и насыпал на нее привезенную с родины землю.

Местная старушка рассказала ему о тех трагических событиях. Немцы рвались вперед. В ожесточенном бою огромному количеству немецких танков противостояли пять советских. Водителем одной из боевых машин был Кашаф. Немец кричал: «Рус, сдавайся!», но наши танкисты решили сражаться. Все пять танков были подбиты. Танкисты, в том числе и Кашаф, погибли. Имя Кашафа высечено на мраморной плите на Мемориале Славы в Еманжелинске.

Когда пришло сообщение о гибели Кашафа, Ибрагим решил во что бы то ни стало пойти на фронт и отомстить за брата. Но в военкомате его не брали: лет было мало. И в 1944 году, не предупредив родителей, он убежал из дома. Сел в поезд и поехал на запад. Прибавил к своим 16-и годам еще два, чтобы попасть на фронт.

Воевал Ибрагим на 1-м Прибалтийском фронте, был пулеметчиком. Однажды в бою погиб его старший товарищ - молдованин. Он заметил, как в них целится немецкий снайпер и закрыл своим телом молодого бойца. Ибрагим Канафеевич держал умирающего друга на руках и плакал. А в одном из боев на латвийской земле из четверых пулеметчиков в живых остался он один.

День Победы Ибрагим Канафеевич встретил в военном госпитале в г. Кенигсберге (ныне город Калининград), где находился на лечении после ранения.

Когда закончилась война, он еще семь лет служил в Московском гарнизоне. Затем вернулся в Еманжелинск и работал на шахтах 19-а и «Батуринская».

«Выжить в такой жестокой войне, вернуться домой – это большое счастье, видно, я родился в рубашке», – говорил солдат.

Он ветеран шахтерского труда, за его плечами 40 лет трудового стажа в угольной промышленности.

За боевые заслуги Ибрагим награжден медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны I степени и юбилейными медалями.

Катала в шахте вагонетки с углем

Хамдиниса Закировна Шарипова родилась 1 сентября 1925 года в деревне Большой Султан Ялано-Катайского района Челябинской области в семье крестьян. В 1933 году в их деревне, как и во всей стране, разразился страшный голод из-за засухи. Чтобы спасти детей от голодной смерти, супруги Закир и Загида Шариповы перебрались на Еманжелинские угольные копи.

Закир устроился работать на разрез. Он отвозил по узкоколейке в вагонетках, запряженных лошадьми, породу на отвал.

Шариповы, как и другие семьи, жили до холодов в камышитовых бараках. Затем их переселили в барак на третьем участке. В одной комнате ютилось по 5-6 семей.

Когда началась война, Закира на фронт не взяли, он работал лесогоном на шахте 18-бис, «гонял» лес по лаве: девять дней работал, потом был один выходной, отпусков не давали. В 1943 году его сфотографировали как победителя Стахановского движения для Доски почета.

Хамдиниса отучилась в татаро-башкирской школе 4 класса, а когда перешла в 5-й, ее перевели в русскую школу, школу № 5. Но Хамдиниса плохо знала русский язык, почти не говорила на нем, и через месяц ее снова перевели в татаро-башкирскую школу.

Ходили в школу дети в то время кто в чем. Одежда была плохенькая. Зимой укрывались одеялом, чтобы не замерзнуть по дороге. Портфелей тоже не было, и ученики сами мастерили их из фанеры. Соседский мальчик Ибрагим сделал такой портфель для Хамдинисы. И кто бы мог подумать, что через много-много лет они вновь встретятся и станут мужем и женой. Наверное, это судьба. Дело в том, что Хамдиниса и Ибрагим, будучи детьми, были помолвлены муллой, это означало, что когда они станут взрослыми, должны пожениться. Так все и произошло.

Когда в школе учить детей стало некому – учителя забрали на фронт, уроки для Хамдинисы закончились. В 15 лет она пошла работать. Девушек и юношей возили в «телячьем» вагоне в Коркино строить железную дорогу.

В ноябре 1942 г. Хамдиниса пошла работать на шахту 18-бис чернорабочей. Сначала ее отправили в подсобное хозяйство. Там выращивали овощи для шахтерской столовой. Она садила, полола овощи, собирала морковь, свеклу, лук. Выращивали также и овес. Девушки его молотили, веяли и сдавали на элеватор на станции Еманжелинск. Зимой Хамдиниса запрягала лошадей и отвозила овес на санях на элеватор. Возвращалась уже ночью, в 12 часов, отводила лошадь на конный двор, распрягала ее и далеко за полночь возвращалась домой. Так она работала до декабря 1943 года.

Затем Хамдинису перевели работать откатчицей на участок № 2. Вдвоем с напарницей она катала вагонетки с углем весом 900 кг каждая. Сапог не было, и приходилось надевать на ноги резиновые чуни. Зимой ноги к чуням примерзали. Когда девушка приходила с работы домой, то сразу же засовывала ноги в духовку, чтобы чуни отмерзли и их можно было снять.

Надо было обязательно выполнить норму на работе. Если ее выполнишь (а за смену катали 150-160 вагонеток с углем), то выдавали талон на сало. На один талон приходилось 50 граммов сала. Хамдиниса копила талоны, а затем на них выкупала сало и ела его, несмотря на то что была мусульманкой и есть сало ей запрещала ее религия. Но работа была очень тяжелой, и нужна была физическая сила.

В войну людей от голода в Еманжелинске спасало озеро Большой Сарыкуль. Те, кто не был рыбаком, покупали на базаре гольянов. Тушили их, ели и пили чай без хлеба.

«Утром встанешь, – вспоминала она, – в доме нет ни крошки хлеба, и голодной уходишь на работу».

Хотя хлеб и выдавали по карточкам (200 г. - суточная норма), но его не всегда продавали в магазинах. Очередь за хлебом занимали в 5 часов утра. Когда Хамдиниса уходила на работу, то за хлебом отправляла свою младшую сестру Кариму. Ей тогда не было и четырех лет. Однажды зимой Карима так замерзла, что не смогла достать из кармана пальто талоны. Помогла соседка, она выкупила хлеб и довела маленькую девочку до дома.

Чтобы выжить, собирали колоски в поле. В Еманжелинске людей за это не арестовывали. Хамдиниса сходит на поле, насобирает колосков, там же намолотит и получит ведро чистой пшеницы, затем идет пешком в деревню Еманжелинку, чтобы намолоть муки. Собирали и гнилую картошку, дома делали из нее лепешки, их пекли на печке без масла.

Хамдиниса, как и ее отец Закир, принимала участие в Стахановском соревновании. Работала она в женской бригаде и, как лучшая шахтерка, победительница социалистического соревнования, ездила в Копейск на конференцию участников Стахановского движения.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 года Хамдинису Шарипову наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне в 1941 - 1945 гг.».

В сентябре 1945 года ее отец тяжело заболел и 14 марта 1946 года умер.

После окончания войны Хамдиниса была переведена на участок № 3 откатчицей. В 1959 году ее вывели на поверхность и она стала работать на погрузке выборщицей.

В 1955 году Хамдиниса и Ибрагим поженились и вместе прожили долгую жизнь – 60 лет. В 2015 году Хамдинисы не стало, а через три года ушел из жизни и Ибрагим.

Оставить комментарий

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

ВВерх Desktop version