ВКонтакте

Спецпроекты»Из истории города и поселков»В годы войны в поселке Еманжелинские угольные копи на смену шахтерам, ушедшим на фронт, в забои спускались женщины, а школьники помогали колхозам

В годы войны в поселке Еманжелинские угольные копи на смену шахтерам, ушедшим на фронт, в забои спускались женщины, а школьники помогали колхозам

Оцените материал
(1 Голосовать)
После смены в забое. Шахта № 18-бис. 40-е годы После смены в забое. Шахта № 18-бис. 40-е годы Фото историко-краеведческого музея им. А. Ведерникова
«Каждая добытая тонна угля – наш удар по врагу!» – таков был девиз горняков.

Рассказывает Валентина Ефанова, краевед, ветеран войны:

- Хотя мы и находились в глубоком тылу, но чувствовали огненное дыхание войны. Вести с фронта были тревожными. Все больше мужчин уходило с Еманжелинских угольных копей на призывные пункты. Но фронт проходил не только на далеком Западе, но и по Уралу и по всей стране. И мы, труженики тыла, чьи братья и отцы с оружием в руках били врага, старались положить на алтарь Победы все, что могли.

Спускались женщины в забой

С первых дней войны жизнь в поселке Еманжелинские угольные копи пошла по-фронтовому. Мужчин, ушедших с угольных предприятий на фронт, заменили женщины. В 1941 году страна узнала имя первой женщины-проходчика – Е.Ф. Грачевой, заменившей ушедшего на фронт напарника мужа.

В 1943 году стали создаваться женские бригады навалоотбойщиков. Свыше 100 домохозяек, изучив механизмы и горные специальности, спустились в шахты.

В июне 1943 года на шахте № 18-бис организовали молодежный женский участок № 3. Возглавлял его опытный горняк И.С. Безбородов. Участку было дано задание в сутки добывать не менее 200 тонн угля. Из мужчин в лавах работали только слесарь, два крепильщика и взрывник. Первым бригадиром женской бригады навалоотбойщиков стала А.М. Ильина. Затем были созданы еще две бригады – А.Д. Солоповой и М.И. Дулеповой.

Еманжелинцы всеми силами помогали фронту. Шахтеры и шахтерки не допускали даже мысли, чтобы уйти с работы, не выполнив норму. Стремились перевыполнить ее в полтора-два раза и более, чтобы дать стране больше угля, чтобы фронт мог получить больше танков и снарядов. Горняки на шахтах и разрезе работали по 12 часов, а то и по две смены, не уходя с рабочих мест. Тогда из столовой прямо в шахту им спускали обед. Война грохотала, и город шахтеров ковал Победу, выдавая на-гора сверхплановые тонны угля. «Каждая добытая тонна угля – наш удар по врагу!» – таков был девиз горняков.

25 октября 1943 года на шахту № 18-бис пришла поздравительная телеграмма от начальника комбината «Челябинскуголь» Г.Г. Григорьяна на имя Анисьи Максимовны Ильиной, отличившейся на трудовой вахте и удостоенной правительственной награды – ордена «Знак Почета». «Привлекайте остальных женщин на боевое дело в помощь фронту!» – призывал он.

Стахановские сутки в годы войны объявлялись часто. В такие дни комитеты комсомола шахт № 18-бис, № 19-а, № 18-наклонная и разреза № 3 организовывали дополнительные бригады, которые спускались в шахты и разрез после основной работы на поверхности и трудились вместе с добычными бригадами: кто в забое на пропуске угля, чтобы не было заторов на рештаках, а кто посильнее – на откатке груженых углем вагонеток.

Все – для фронта!

В годы войны часто устраивались комсомольско - молодежные воскресники. Комсомольцы угольных копей активно участвовали в сборе средств на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола. Во второй половине ноября 1943 года горняки шахты № 18-бис выступили с обращением ко всем шахтерам треста «Коркинуголь» о создании танковой колонны имени Челябинских шахтеров.

В сентябре 1941 во всех областных, городских и районных газетах было помещено обращение работников ЧТЗ ко всем трудящимся области о сборе и отправке тепловой одежды бойцам Красной Армии. Широкий отклик это обращение получило среди трудящихся Еманжелинских угольных копей, было собрано много полушубков, валенок, шарфов, шерстяных носков, варежек и перчаток. В посылки с вещами еманжелинцы вкладывали письма солдатам. Фронтовики в ответ слали треугольники со словами благодарности, обещали беспощадно уничтожать врага.

С первых дней войны вместе со взрослыми помогали фронту, как могли, школьники. Наравне со старшими они активно участвовали в сборе средств на строительство танков, самолетов, кораблей.

В учебное время, в выходные дни, иногда в ночные смены учителя с ребятами старших классов ходили работать на шахты и разрез. На заработанные деньги собирали и отправляли на фронт посылки.

Часто на страницах районной газеты можно было встретить такие заметки: «Семь пионеров школы № 20 (ныне № 5) собрали на породном отвале два с половиной кубометра дров и полтонны угля и отвезли их солдатке, муж которой сражается на фронте». Было и такое сообщение: «28 учащихся начальной школы № 24 три дня работали в колхозе и пропололи 10 га посевов».

Жили в амбаре, спали на соломе

Большую помощь колхозам в годы войны оказывала средняя школа № 2. Летом 1941 года два 10-х класса были посланы в деревню Погорелку заготавливать сено. После окончания работ всех отправили в деревню Соколово на уборку урожая. Особенно на уборке отличился Анатолий Роднов, сообщала газета «Горняцкая правда». Он работал двое суток без отдыха. Днем возил хлеб на элеватор, а ночью работал на сортировке зерна. Окончив в 1942 году школу, Анатолий Роднов уехал на фронт. Вернулся домой с Победой.

После окончания работ в Соколово девочек послали в Каратабан, а мальчиков в деревню Жуликово (сейчас деревня Сарыкуль). Жили мы в поле и спали в клуне (двухскатная крыша, покрытая соломой, приподнятая на полметра от земли). Наступили холодные ночи, да и днем было прохладно. Многие из нас простыли и заболели, в том числе и я. Когда после выздоровления я вернулась в Каратабан, девочки уже работали на уборке картофеля и жили в деревне.

Наступила промозглая осень. Днем лил дождь, а ночью все замерзало. Картошку приходилось вытаскивать из холодной сырой земли. Руки коченели. Несмотря на запреты, ученики, всегда голодные, брали по четыре картофелины и, придя после работы в дом, затопляли русскую печь и варили картошку в мундире, две съедали сразу, а две оставляли на завтрак. Когда мы закончили с картошкой, нас снова стали посылать в поле – сгребать смерзшиеся валки овса. В один из таких дней начался сильный ветер. Все забрались в копну, а лед на смерзшихся валках стал таять. Наша одежда намокла, но когда погода утихла, мы не ушли с поля, пока не закончили работу.
Большой радостью для ребят была работа на уборке овощей. Здесь можно было съесть морковку, репу, капусту и испечь в костре картошку.

Заработанные деньги – в фонд обороны

Бывшая учительница школы № 20 (ныне № 5) Мария Никитична Бедняк рассказывала, как она с девочками-семиклассницами работала в деревне Батурино. Жили они в амбаре, спали на соломе. Девочки вязали снопы. Руки были в ссадинах и мозолях. За хорошую работу по окончании уборки урожая им дали по ведру пшеницы.

Мария Никитична работала с ребятами и в Белоносово. В то лето стояла жара. Дети занимались прополкой овощей. Воду в поле подвозить было не на чем. Ребята хотели пить, плакали, но норму старались выполнить. Для них был настоящий праздник, когда после работы им давали по стакану молока.

А в деревне Александровке они перелопачивали зерно пшеницы, которое лежало под открытым небом. Шли дожди. А когда пригревало солнце, пшеница начинала преть. Вот тут и приходили на помощь ребята. Работа была тяжелая, но кроме школьников выполнить ее было некому. Мария Никитична очень боялась, что голодные дети наедятся сырой пшеницы и у них случится заворот кишок.

Как-то поздней осенью пришла повестка о призыве в армию учителю школы № 20 К.Н. Кокоулину. Он в это время работал с мальчиками в деревне Ключи. Директор школы Д.Ф. Костюшева послала педагога М.Н. Бедняк заменить его и вручить ему повестку. 20 мальчиков жили в поле в вагончике, спали на полу. Погода была холодная. Работали в поле: складывали снопы на повозку и возили в деревню для обмолота. В день им выдавали одну буханку черного сырого хлеба. Надо было ее разделить на 20 равных частей. Но как они ни старались, все равно не получалось. И тогда, чтобы никому не было обидно, один из мальчиков отворачивался и называл фамилию, кому отдать тот или иной кусочек. Домой все вернулись, когда выпал снег.

У многих из нас отцы тогда были на фронте, и все заработанные деньги мы перечисляли в фонд обороны.

Я часто вспоминаю те далекие годы и задаю себе вопрос: а как бы в трудных ситуациях поступили нынешние школьники? Сейчас их бы привезли на работу и увезли с работы на автобусе, а мы тогда десятки километров ходили пешком. Даже второклассники и третьеклассники до Александровки добирались пешком.

 

 

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |