ВКонтакте

Спецпроекты»Район в лицах»«Проехать по улице Горной»

«Проехать по улице Горной»

Оцените материал
(1 Голосовать)
«Проехать по улице Горной» Фото Александра Фриша
«НЖ» продолжает авторскую рубрику нашего земляка, заслуженного артиста России Александра Фриша.

11 ноября у артиста юбилей – 70-летие. «Спектакли и представления, юбилеи и знаменательные события переносим на следующий год. И я свой юбилей тоже с радостью переношу на следующую осень, чтобы проехать по улице Горной на одноколесном велосипеде – моноцикле, – написал Александр Фриш в очередном сообщении журналисту «НЖ», – и убедиться, что сказки сбываются!!! Все как в сказке…»

Показательно, что сложный период пандемии наш земляк, несмотря на перенос гастролей, проводит с огромной пользой – несет радость детишкам в Крыму. Кстати, именно отсюда, из Крыма, и начинался клубок воспоминаний «Виражи Фриша». Пять лет назад, в 2015-м, в «НЖ» стартовала эта рубрика. Редакция «НЖ» поздравляет любимого артиста и надеется на продолжение творческого сотрудничества. А сегодня Александр Фриш рассказывает о Крыме, о лечении радостью (это так важно в наше неспокойное время пандемии!) и о жизни в широком понимании этого слова.

Доктор-клоун

Проснулся утром – а пролетело уже 70 лет, и клубок дорог и событий размотался до моего самого первого виража, до 70-х, когда студентом был командирован на практику в «Артек». В тулупе и валенках февральским утром приземлились пятеро уральцев в солнечную долину под горой Медведь в пионерском лагере «Артек». И вот, пролетев через годы и мечты, самолет снова приземлился в Симферополе у самого Черного моря, куда меня пригласили на фестиваль «Art-Таврида» в качестве «Доктора-клоуна».

«Терапевтический» – это очень сложное слово. Я его не люблю. Люблю «доктор-клоун». А это тот, кто может на пять минут отвлечь ребенка от болезней, от забот, кто может разукрасить жизнь.

Начиналось это так. Просьба Юрия Владимировича Никулина поехать в выходной день во время гастролей (происходили в США) в деревню, где живут аутисты, стало для меня открытием новой планеты, где каждый выполняет одну функцию вручную – вручную делают свечи, вручную пекут хлеб, занимаются выращиванием овощей, ухаживают за животными. А самое главное в этой деревне скорость – не больше 20 миль. Живут тихо, не спеша! Это был мой первый опыт выступления перед уникальной аудиторией. Их интересовало другое. Они не спрашивали, в чем секрет того или иного фокуса, они интересовались, из чего сделан мой костюм. Я ответил, что он сшит из маленьких кусочков луны – это им было понятно!

Для меня очень важно «разукрашивать жизнь, сделать жизнь разноцветной». Хоть на 5 или на 15 минут. Любыми средствами, используя мимику, голоса животных или манную кашу. Эта инъекция радости может быть даже сильнее действует, чем обезболивающее. Если ты можешь вызвать у страдающего ребенка улыбку, это самая сильная терапия. У меня много личных секретов в такой работе. Например, я прихожу в больницу в шортах, надетых на брюки. Это же абсурд, правда? Но таким способом сразу меняешь пространство, провоцируешь вопросы: «Ой! Че это ты в шортах? А че это ты поставил половинку лимона себе на макушку?» Я прижимаю лимон ладонью, лимонный сок течет, все кисло, и, когда убираю руку, лимон начинает подниматься. А я говорю ребенку: «Вот видишь, как лимон втягивает в себя все плохие мысли, тяжелые сны…» и показываю, как я растираю лимонный сок, словно сминаю, комкаю все плохое, собираю в комок и выбрасываю в окно, а лучше в озеро или в реку, где всю грусть съедят птицы и рыбы. И вроде шутка, забава, но все кисло, липнет, сохнет коркой. Но от лимона невозможно отвернуться, трудно остаться в стороне. Лимон отлично помогает не только потому, что в нем много витамина С. Это и запах, и вкус, и игра, и восторг. Все вовлекает, уносит в переживания, будит ощущения, воображение, фантазию, и в итоге создается полное ощущение, что боли и грусти стало меньше. Причем не только у ребенка – у всех, кто рядом. И у меня тоже. Вот такие я придумываю штуки как «клоун-доктор», всю жизнь придумываю, помогая людям переживать тревоги своего бытия.

Меня часто спрашивают, зачем клоун в больнице, если таблетка проще и гарантированно дает результат? Я это делаю для того, чтобы окружающие поняли: не все можно стричь под одну гребенку. А я как клоун подстригаю фонтаны. Да, вы не ослышались. Струи фонтана же не меняются в длине? А я хожу с ножницами и подстригаю их.

Не во всем есть ощутимая рациональная выгода. Ну, например, собирался ты в лес на прогулку, но проспал электричку и сам себе объяснил вполне рационально, что полежать на диване полезнее, чем бродить по мокрому лесу. И вроде все разумно, а чудо упущено. Легко критиковать лес, в котором ты не был. Приятно хвалить диван, на котором лежишь. Но только если попробуешь подстричь фонтан, поедешь в далекий лес вопреки своей неорганизованности, сделаешь что-то странное и смешное. Когда приходишь к больному ребенку, сразу понимаешь, как много удивительного может сделать обычный человек, особенно если он клоун-доктор.

Процесс по имени жизнь

Знаете, мне не важен результат жизни. Мне интересен процесс по имени «жизнь». Потому что, если ты не знаешь, что корову нужно доить ровно в 7 часов минута в минуту, если опоздал, проявил лень и неорганизованность, она тебе просто не отдаст молоко.

Внимание к деталям – величайшее уважение к жизни. Все надо делать вовремя. И радоваться вместе с ребенком надо регулярно и вовремя, чтобы потом не приглашать в больницу клоуна-доктора. И второй секрет жизни – помочь. Просто помочь, не задумываясь, есть от этого какая-то выгода или нет. Пока задумываешься, взвешиваешь выгоду, не сможешь стать клоуном-доктором, будешь лежать на диване и убеждать себя, что это лишнее, не особо нужное дело.

В детстве я часто доил коров и коз. Дойка – это очень трудное переживание для животного. Всегда трудное. А ты дай корове лакомство! Например, комбикорм. Или яблочко. Помоги корове пережить трудную дойку!

Когда я доил корову в детстве и видел, что корове плохо, я одевался в мамину юбку и мамин платок, чтобы корова видела, что это не я пришел доить, а мама, которая умела приласкать все живое одним своим присутствием. А детям в больнице, как, впрочем, и взрослым, и в цирке, и в театре, и в жизни я просто помогаю пережить трудные моменты, давая им лакомство веселых переживаний.

Один мистик-эзотерик как-то спросил меня: «Зачем ты так рискуешь?». Сначала я не понял, что он имеет в виду. А он пояснил, сверкая лысиной, что я в положении клоуна-доктора просто беру на себя всю ношу чужой жизни, всю трагедию судьбы страдающего человека, а это очень сильный удар и по моей энергетике организма, и по вибрациям кармы. Как-то так он пояснил. Мне это понятно и совсем не трудно. Никакого вреда, о котором пытался сказать премудрый мистик. Я это делаю сознательно и старательно. И никакая моя энергетика не страдает. Я потом, после больницы, набираю полную ванну ледяной воды и ныряю в нее с головой. Такой у меня способ «смывания» чужой боли. В Индии подсмотрел. Один йог научил меня простой практике – пять тибетских упражнений, которые помогают сохранять силу, молодость, здоровье. Забота о себе, умение всегда быть живым и радостным – такой же простой секрет ,как доить корову. Надо быть крайне внимательным, дисциплинированным и всегда вовремя давать себе лакомства.

Как вижу грусть-печаль, так сразу что-то во мне срабатывает и появляется лимон, манная каша, билетик метро, старая газета, стакан воды… Всегда рядом, возле меня есть что-то, что становится способом отвлечь, развлечь, прогнать грусть, помочь улыбнуться. Есть терапия через общение с животными: покормить лошадку, погладить теленочка или зайти в курятник поговорить с петухом.

Вот вчера в самолете на старте, как обычно, рев и вой, закладывает уши. Вижу, что недалеко сидит ребенок с мамой. Чувствую, что ему плохо, больно, он уже начинает плакать. Автоматом иду к этому ребенку, сажусь рядом. Вижу, что мама – японочка, куколка, очень красивая, переживает сильно, чует, что ребенку плохо. Не знает, что делать. А у меня случайно оказалось в кармане конфетти. Я достал горсть и подбросил, а оно, легчайшее, закружилось спиралями, ожило трепетом самолета, задышало воздухом, опускалось разноцветным снегом. Все расцвели улыбками: и ребенок, и японочка, и все пассажиры, кто был рядом, зачарованно глядели на цветной снег. А девушка в форме авиакомпании принесла мне чай и конфеты с такой улыбкой, словно хотела замуж за меня, поблагодарила за то, что помог ребеночку пережить трудный момент, что было сложно. Я же женат и у меня удивительная жена, Валери, я ее очень люблю…

Или, например, я постоянно вожу с собой баночку с мыльными пузырями. Кстати, самые лучшие на планете мыльные пузыри – французские. Там очень хорошее мыло, и пузыри долго летят. Перелет достаточно тяжелый, сильно болтало самолет, а я много часов пускал мыльные пузыри вместе с ребенком. Взрослые вокруг улыбались, восторженно следили за полетом каждого пузыря: куда его занесет, на кого приземлится, какая будет посадка пузыря, сразу он лопнет или задержится, и, наверное, взрослые тоже хотели, чтобы я сел рядом, дал им запустить пузыри в мир самолета. Потому что, я давно вижу, доктор-клоун нужен не только в больнице и не только детям. Всем взрослым сейчас нужен доктор-клоун. Чем больше они погружены в грохот нынешней жизни, тем больше им не хватает мыльных пузырей.

Лечение радостью вообще сейчас всем нужно, и каждый может попробовать хоть немного побыть доктором-клоуном для своих любимых, близких, родных. Мне жаль, что большинство врачей в России просто не знают, как много может сделать клоун-доктор. Каждому доктору имеет смысл немного поучиться у лечебных клоунов, хотя бы попробовать дарить радость, вызывать улыбку, немного балагурить и озорничать, чтобы в нашем столкновении с медициной было больше тепла и меньше огорчений. Мы с Чулпан Хаматовой уже обсуждали проект семинара для докторов, чтобы научить их самым простым приемам: как вызывать улыбку, даже если пациенту очень больно, например. Уверен, что получится нечто очень хорошее.

На тележке от старости

Я работаю не только с детьми в больницах, но и в домах престарелых. Вообще, знаете, еще раз скажу, что взрослым, и особенно пожилым людям, клоун-доктор нужен гораздо больше, чем детям. Мне сразу вспомнился чудесный дом престарелых во Франции. Называется «les amis des annes» – «Друзья после старости». Однажды я взял корзину на колесиках из супермаркета, посадил туда моего большого друга, художника и актрису из Нью-Йорка, дал ей бокал белого вина, вальяжно вез по мощеной дорожке дома престарелых и видел, что все, буквально все, самые слабые и немощные, хотели покататься со мной. Вот такая была работа доктором-клоуном, самая счастливая в моей жизни – покатать пенсионеров в тележке из супермаркета с бокалом вина. Отпускать меня не хотели и тележку попросили оставить. Теперь сами катаются, хоть и пенсионеры. Вообще считается, что дома престарелых – это печальные места. Но не этот. Я теперь точно знаю, что дом по имени «Друзья после старости» – самое счастливое место на планете. Потому что там обосновалась тележка из супермаркета, в которой можно покататься. С каждым поворотом колеса этой тележки печаль все дальше, счастье все ближе, смерть откладывается на неопределенное время. Счастье – это всего лишь отложенная печаль.

Ваш Александр ФРИШ

ВИРАЖИ ФРИША

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |