Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

Работал и жил от души

Оцените материал
(0 голосов)
Заслуженный шахтер РСФСР Иван Федорович Аксамитный 25 лет возглавлял разрез «Батуринский» – одно из крупнейших предприятий «Челябинскугля».
В еманжелинской школе № 5 на стенде, посвященном выпускникам, которыми гордится школа, есть фотография кавалера двух орденов Трудового Красного Знамени, ордена «Знак Почета», полного кавалера знака «Шахтерская слава», заслуженного шахтера РСФСР – Ивана Федоровича Аксамитного, который  более 40 лет проработал в угольной отрасли.
В 1943 году, окончив в Еманжелинске семилетку, 15-летний Иван Аксамитный поступил в Коркинский горный техникум. В 1947-м он получил диплом и направление на работу в трест «Волчанскуголь» Свердловской области. Открыв трудовую книжку И.Ф. Аксамитного, сразу обращаешь внимание на то, как стремительно рос молодой специалист на производстве. В тресте «Волчанскуголь» новичка приняли на должность горного десятника вскрышного разреза, а через два месяца он был переведен в техотдел треста в качестве инженера по транспорту на открытых горных выработках, еще через два месяца стал заместителем главного инженера треста по вскрыше.
В 1949 году Иван Федорович вернулся в Еманжелинск, но уже не один – с молодой женой Галиной Ивановной. На разрезе «Батуринский» он работал помощником начальника предприятия по вскрыше, начальником вскрышного участка, главным инженером. Проявив хорошие организаторские способности, получил направление на трехгодичные Высшие инженерные курсы при Свердловском горном институте. А в ноябре 1960 года И.Ф. Аксамитный (ему тогда исполнилось 33 года) был назначен начальником разреза «Батуринский».
В 60–80-е годы разрез «Батуринский», где численность работающих достигала 1200 человек, был одним из крупнейших угледобывающих предприятий в структуре «Челябинскугля». В разные годы он объединял по несколько участков от Копейска до Красногорского: четвертый основной, четвертый южный, седьмой, восьмой, десятый, тринадцатый, «Чумляк», «Ерофеевский», а потом еще и «Кушмурун» в Казахстане. И каждый участок был сравним с мощным горным предприятием, выдавал на-гора, как шахта, по 500 тысяч тонн угля в год. В 1979–80 годах разрез достиг рекордной добычи – 2 млн тонн угля в год. Себестоимость отгруженной продукции была значительно ниже, чем на шахтах. За 60 лет своей работы (с 1941 по 2001 год) «Батуринский» выдал на-гора 49,5 млн тонн угля, более половины этого объема  – 27,7 млн тонн – добыто славной гвардией горняков под руководством И.Ф. Аксамитного.
В 1985 году И.Ф. Аксамитный ушел на пенсию, но сидеть дома не смог и вскоре устроился на обогатительную фабрику – помощником директора. На заслуженный отдых он ушел в апреле 1994-го, а 7 июля 1996 года его не стало – Иван Федорович умер во время операции, ему было всего 68 лет.
Каким остался в памяти народа прославленный директор разреза «Батуринский»? Я беседовала со многими ветеранами этого уже несуществующего предприятия, за плечами у которых огромный стаж работы на разрезе – 30, 40, 50 лет и более, а также с рядовыми жителями поселка Батуринского – людьми старшего поколения, родственниками И.Ф. Аксамитного. И все называют Ивана Федоровича человеком, который был предан горному делу до самозабвения. Работа была его страстью, разрез – большой любовью.
– Он не расставался с разрезом ни днем ни ночью. Домой придет, покушает и опять на работу,  – рассказывает вдова Галина Ивановна, с которой Иван Федорович прожил почти полвека. – Я ему говорю: отдохнул бы хоть, Ваня, а он отвечает: дела…
Директор исходил все уступы разреза. Рабочие привыкли видеть своего начальника в спецовке и кирзовых сапогах. В ночные смены он лично проверял обстановку в забоях. Издали по гулу техники мог определить, все ли экскаваторы «в строю». А на рассвете его часто встречали на борту разреза задумчивым – он любил наблюдать за огромной чашей, подернутой дымкой утреннего тумана. И в такие минуты лицо директора-исполина (Иван Федорович был ростом почти два метра) казалось необыкновенно одухотворенным и трогательным. Наверное, если бы он был поэтом, то непременно посвятил бы стихи своему предприятию и людям, в любую погоду – жару, мороз и ливни –  героически отвоевывающим у земли природные богатства.
– Прост в общении, с рабочими здоровался «по ручке», любил пошутить, но при этом оставался требовательным, – рассказывает почетный шахтер, кавалер ордена Трудового Красного Знамени, полный кавалер знака «Шахтерская слава» Ф.В. Бабаскин, отработавший на разрезе «Батуринский»  53 года. – Со всех спрашивал одинаково строго, не смотрел – друг ты, брат или сват. И своим сыновьям, которые тоже работали на разрезе, поблажек не делал. Поощрял, когда работники предприятия повышали свою квалификацию – поступали в горный техникум или институт. «Молодцы, ребята», – хвалил. К людям хорошо относился, чем мог, помогал. Кому-то трактор нужен, чтобы сено подвезти, кому-то материальная помощь требуется. Не было случая, чтобы из его кабинета кто-то вышел недовольный. Я не знаю, когда он отдыхал. За любую работу брался. Помню, на десятом участке мы запускали углемойку, я тогда работал механиком. А Иван Федорович лично все контролировал: ходил на гидроотвал, смотрел, какие потери угля, а потом подходил к сепаратору, брал у меня гаечный ключ 55х60 и помогал нам производить регулировку оборудования. Таким людям надо ставить памятник.  
М.Г. Большаков, маркшейдер с 40-летним стажем, вспомнил такой случай: «Во время паводка нужно было проследить, куда вода направляется, а подсобного рабочего рядом не оказалось. И Иван Федорович, не раздумывая, взял маркшейдерскую рейку, закатал штаны до колен и зашагал в ботинках прямо по лужам, чтобы выполнить  нивелировку».
– Благородный, внимательный, о людях думал, – так охарактеризовала И.Ф. Аксамитного бывшая мотористка, проработавшая на разрезе 27 лет, Т.П. Корякова. – Однажды под Новый год мы вышли во вторую смену, а мороз был 40 градусов, вьюга мела. И часов в десять вечера директор сам приехал на участок, увидел, как мы продрогли, и говорит: «Останавливайтесь, поедем, девчата, праздник отмечать».
Г.З. Боровинский, работавший помощником директора разреза по кадрам и быту, отметил, что И.Ф. Аксамитный жил скромно, личные вопросы для него были на последнем плане:
– Скажешь ему: давай твой дом отремонтируем, он отмахнется: не надо. А людям всегда шел навстречу, в конфликтных ситуациях защищал рабочих. На подчиненных голоса не повышал, но был прямолинейным, мог сказать: «Я бы с тобой в разведку не пошел».
Производство для него было превыше всего. Под руководством И.Ф. Аксамитного велось техническое перевооружение разреза. Реконструкции подверглись все комплексы сухого и гидрообогащения угля. На смену железнодорожному транспорту пришли КрАЗы и БелАЗы. В поселке началось строительство многоквартирных домов хозспособом.
От пристального внимания директора ничто не ускользало. Однажды при осмотре душевых он заметил, что один рабочий привел на предприятие помыть троих маленьких сыновей. Стали разбираться, выяснили, что у этого работника очень плохие жилищно-бытовые условия, а скоро еще и четвертый ребенок появится. Директор в течение месяца выхлопотал для этой семьи квартиру.
Горняки уважали Ивана Федоровича за безграничную преданность предприятию, заботу о коллективе, отеческое отношение к молодым работникам, справедливость и честность.
– Есть такой фильм «Освобождение», там маршал Жуков (артист Ульянов) стоя докладывал по телефону в ставку о положении дел на фронте… Не знаю, как другие горняки, а я тоже, когда в шесть утра или вечером на проводе был Аксамитный, докладывал ему обстановку стоя. Высококлассный специалист, идейный руководитель, патриот разреза, он был отцом для всей нашей гвардии горняков,– сказал А.И. Кулешов, проработавший на предприятии 29 лет, из них 15 – горным мастером  под руководством И.Ф. Аксамитного.
Иван Федорович не только во все вникал на производстве, но и участвовал в организации и проведении различных мероприятий, умел поддержать компанию. Во время выездов с коллективом на природу, в День шахтера например, директор вместе со всеми пел песни, особенно любил украинские. Когда он был помоложе, участвовал в соревнованиях по бегу на дистанции 100 и 400 метров, а также по стрельбе и волейболу. Любил охоту на уток и косачей. А один раз на поселковом стадионе Иван Федорович всех развеселил, приняв участие в шуточном конкурсе «Бег в мешках». Человек широкой натуры, он все делал от души. Вспоминают, когда на собраниях в клубе директор благодарил коллектив за работу, прямо на сцене кланялся людям до земли.
Ветеран педагогического труда В.И. Боголюбова рассказала о том, как здорово шефствовал  разрез под руководством И.Ф. Аксамитного над школой № 3: поездки в цирк, музеи и театры, цветы и подарки – все было.
Хороший пример заразителен, и то отношение к работе, когда  директор с большим желанием, рвением всецело отдавался производству, передавалось подчиненным. За героический труд большая гвардия горняков-батуринцев отмечена государственными и ведомственными наградами.
Надежда СЕДИНКИНА

Иван Федорович и Галина Ивановна Аксамитные вырастили трех сыновей, все они – Валерий, Юрий и Игорь – окончили горный институт в Свердловске и трудились на разрезе «Батуринский». Валерий работал бульдозеристом, помощником машиниста экскаватора, сменным инженером, горным мастером. Юрий, к сожалению, он уже ушел из жизни, был помощником машиниста экскаватора и горным мастером. Игорь начинал работать машинистом бурового станка и вырос до директора разреза. На этом же предприятии семь лет проработал машинистом экскаватора отец Ивана Федоровича – Федор Афанасьевич Аксамитный, а общий стаж династии Аксамитных, по подсчетам краеведа И.А. Митрофанова, составил 95 лет.

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « С открытым сердцем Верить, любить, рисовать »

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

ВВерх Desktop version