Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

Герой Соцтруда, кавалер трех орденов, Борис Сергеевич Сомов более 30 лет управлял большегрузными машинами

Оцените материал
(1 Голосовать)
В советские годы из 38-тысячной армии работников объединения «Челябинскавтотранс» двум было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Один из них – наш земляк, житель Еманжелинска Борис Сергеевич Сомов. Всесоюзная слава пришла к водителю в 1986 году, когда ему было 50 лет.

Высшая награда Родины

Человек с открытой душой и добрым сердцем. Трудяга и весельчак. Таким его помнят многие горожане, хотя Бориса Сергеевича почти 15 лет нет в живых.

– У него был чисто русский характер. Всегда с улыбкой, спокойный. Не спорил, не ругался, но своего мнения в угоду обстоятельствам не менял. За что бы ни брался, все делал основательно. В свободное от работы время мог повеселиться. На все мероприятия брал свой баян. Даже первый секретарь горкома партии Геннадий Петрович Карпенко любил послушать, как он играет и поет. В коллективе автотранспортников, численность которого доходила до двух тысяч человек, Борис Сергеевич пользовался огромнейшим авторитетом, был бессменным бригадиром. Как передовик производства он первый на нашем предприятии получил в личное пользование автомобиль «Москвич-408». И звание Героя Соцтруда, безусловно, ему присуждено заслуженно, – рассказывает бывший директор Еманжелинского АТП Владимир Александрович Кононов.

На работу в Еманжелинское АТП Б.С. Сомов устроился в 1959 году. Был слесарем, а потом, окончив курсы водителей, стал шофером. Все время работал на грузовом транспорте. Доставлял на станцию Еманжелинск мрамор из Коелги. Потом вывозил из разреза «Батуринский» уголь и горную породу. Сначала работал на самосвале МАЗ-205, потом на 12-тонном КрАЗе, а когда начали поступать 27-тонные БелАЗы, без труда освоил и эту большегрузную технику. Позднее, в середине 80-х годов, автоколонну «белазистов» передали Копейскому АТП, организовав в Еманжелинске его филиал. И золотую звезду Героя Б.С. Сомов получил, уже будучи работником этого предприятия.

О том, что их земляк удостоен высокого звания, еманжелинцы узнали из городской газеты «Новая жизнь». В номере за 16 августа 1986 года в заметке «Награда Родины» сообщалось: «За выдающиеся производственные достижения, досрочное выполнение заданий 11-й пятилетки и социалистических обязательств и проявленную трудовую доблесть Президиум Верховного Совета СССР присвоил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот» Сомову Борису Сергеевичу – бригадиру водителей автомобилей Копейского автотранспортного предприятия».

Время трудового героизма

Советские пятилетки – это поистине было время трудового героизма. Судя по газетным статьям той поры, план девятой пятилетки по грузоперевозкам Б.С. Сомов выполнил за три с половиной года, за что был удостоен ордена Ленина. За производственные успехи в восьмой пятилетке получил орден Трудового Красного Знамени. И десятую завершил досрочно.

Возглавляемая им бригада водителей БелАЗов численностью 68 человек была передовой не только на предприятии – носила звание «Лучшая бригада объединения «Челябинскавтотранс», сообщал корреспондент газеты «Новая жизнь» в репортаже «В праздничных колоннах», повествующем о ноябрьской демонстрации 1986 года.

Лидер среди водителей

Борис Сергеевич был неосвобожденным бригадиром, пахал, как все «белазисты». Ходил в такой же рабочей спецовке. Отдыхал тоже один день в неделю. И всю смену – на колесах.

Он добросовестно относился к работе, был человеком скромным, но с беспокойным характером. Во все вникал. Всегда интересовался, сколько БелАЗов вышло на линию, а кто встал на ремонт, выяснял причины простоев, уточнял, какая помощь требуется для устранения поломок техники, и принимал необходимые меры, рассказал работавший с ним в одну смену водитель, ветеран труда Валентин Иванович Кривоногов.

Водители БелАЗов филиала Копейского АТП трудились бок о бок с работниками разреза «Батуринский»: горняки добывали из недр земли уголь, а водители доставляли черное золото на-гора, породу вывозили на отвалы. На дорогах пыль, дым, тряска. Зимой гололед. Работа трудная и опасная. Чтобы спуститься по уклону в карьер на глубину более 200 метров, а потом подняться с грузом наверх, нужен большой профессионализм.

– Это были надежные мужики, водители-асы, – так отзывается о «белазистах» Анатолий Иванович Куляшов, который был горным мастером и инженером по технике безопасности разреза «Батуринский». – Они нас не подводили. А Борис Сергеевич был среди них лидером. Я никогда не слышал, чтобы он с кем-то ругался. Уравновешенный, рассудительный. На смену приходил всегда с настроением. На него равнялись другие. Работать с ним было легко.

Анатолию Ивановичу довелось не раз встречаться с Борисом Сергеевичем и в неформальной обстановке – на праздниках для работников бытового обслуживания (у обоих жены работали в этой сфере). И Борис Сергеевич был заводилой: играл на баяне и пел частушки и песни, ему очень нравилась песня «Очаровательные глазки».

А многие любили бывать у него дома. Супруги Сомовы отличались особым гостеприимством. Борис Сергеевич сам готовил вкусные блюда.

То собрание, то политзанятие

В 1981 году журналист местной газеты А. Дегтярев в зарисовке «Трудные рейсы», вышедшей под рубрикой «Рассказы о коммунистах», рассказал читателям о Борисе Сергеевиче Сомове не только как о хорошем производственнике, но и как об активном общественнике, у которого после трудовой смены «то собрание, то политзанятие». Много лет он был секретарем цеховой парторганизации, избирался членом партбюро АТП, членом горкома партии, членом группы народного контроля, был депутатом городского совета народных депутатов. «Думать, заботиться об общих интересах – жизненный принцип коммуниста Сомова», – сделал вывод автор публикации. И этому принципу Б.С. Сомов не изменял никогда. Не зря же в 1987 году он дважды побывал в Москве – сначала его выбрали делегатом на съезд профсоюза работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог, потом – на съезд профсоюзов СССР.

«Что же я сижу в кинобудке?»

О Сомове газеты писали часто. Рассказывали, как, будучи мальчонкой, в деревне он выезжал с родителями работать в поле. А потом увлекся профессией киномеханика. После семилетки окончил специальные курсы в Карабаше и «крутил баранку» киноаппарата. Но недолго. Став постарше, задумался: «Что же я сижу в кинобудке? В Сибирь бы или на целину податься…»

Но после службы в армии Борис Сомов приехал в Троицк к маме и там встретил свою судьбу – Ольгу Шпаковскую. Она лечилась в санатории. А когда вернулась домой в Еманжелинск, в гости к ней приехал Борис. Осенью 1959 года они расписались в местном загсе и прожили счастливо более 45 лет.

Вспоминая о том времени, Ольга Дмитриевна говорит: «Это была сказка. Рядом с ним я чувствовала себя царицей». Она работала парикмахером, он водителем, а свободное время они всегда проводили вместе: зимой катались на лыжах, летом ездили на машине в лес за грибами и ягодами, отдыхали в санаториях, потом завели сад, собаку. Борис Сергеевич был еще заядлым рыбаком. На праздниках в семейном кругу она играла на гитаре, а он на баяне. Об одном Ольга Дмитриевна жалеет: Бог не дал им детишек.

20 января 2005 года Б.С. Сомов ушел из жизни: он умер от инсульта на больничной койке. Ему было 68 лет.

Ольга Дмитриевна тоже перенесла инсульт. На улицу не выходит. За ней ухаживает жена племянника Татьяна Шпаковская. «Мы всегда восхищались тем, каким заботливым, веселым и добрым был Борис Сергеевич, какая идиллия в отношениях была у него с Ольгой Дмитриевной», – сказала Татьяна.

 

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2015

ВВерх Desktop version