Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

Актер из города шахтеров: 16 апреля исполнилось бы 75 лет заслуженному артисту РСФСР Николаю Мерзликину

Оцените материал
(1 Голосовать)
Кадр из фильма "Человек войны" Кадр из фильма "Человек войны"
Он родился 1 апреля, но в документах стоит 16-е число.

Родился в Сибири, но малой Родиной считал Южный Урал. Наш земляк, талантливый актер, Николай Мерзликин ушел из жизни слишком рано: его сердце перестало биться 3 января 2007 года. Это случилось, когда вновь, после долгого перерыва, он стал сниматься: в 90-е годы его творческая карьера, так счастливо начавшаяся в 1965-м, рухнула вместе со всем советским кинематографом. Актер вынужден был найти другую работу. Видимо, отдушиной для него в те сложные годы стала роль Деда Мороза, которую он начиная с 1993 года исполнял на новогодних представлениях в СК «Олимпийский». «Лучшего Деда Мороза в истории столичных елок нет и никогда не было, – считает организатор концертов в этом спорткомплексе Алексей Калинин. – Николай Николаевич как будто родился для этой роли, настолько были органичны для нее все его движения, мимика, походка».

К счастью, в 2000-х Николай Мерзликин вернулся в кино. В юбилейном для Еманжелинска 2006-м, приехав на торжества в родной город, он рассказывал, что вновь востребован… Но этот период оказался недолгим.

Фильмография заслуженного артиста РФ Николая Мерзликина включает в себя более 60 картин, среди которых «Рано утром», «Человек, которого люблю», «Суровые километры», «Без права на ошибку», «Инспектор ГАИ», «Призвание», где он исполнил главные роли.

Николай Николаевич нечасто давал интервью. Одно из них, записанное московской журналисткой в 1998 году, увидело свет уже после смерти актера, но не в газете или журнале, а в сборнике, изданном небольшим тиражом дочерью Оксаной Мерзликиной. Сегодня мы публикуем фрагменты из него, рассказывающие о разных периодах жизни артиста, и воспоминания дочери.

Детство

Я был такой же, как все наше поколение. Играл в футбол. Зажимал в кулаке 10 копеек, когда мне их давали родители, вставал в 8 утра, шел в кинотеатр (видимо, в клуб – «НЖ»), чтобы посмотреть фильм (а сеанс начинался в 11). И очередь была, мы стояли каждый с 10 копейками, чтобы купить билет. Потом нас пропускали в зал, и мы всей оравой туда врывались. Лавок не хватало, сидели на полу и ждали, когда это чудо, это белое полотно откроет глазам живую картинку…

Потом играли в хоккей, ходили в самодеятельность, танцевали, пели. И я всегда знал, что отец с матерью меня накормят. Мы как-то всегда были под покровительством родителей. Они, правда, и ругали, и стегали, когда нужно было, за дело… Помню, мама сшила мне сумочку, в которой я носил учебники. Школа у нас была необычная. Утром все делали зарядку, потом рассаживались и начинали заниматься. У нас не было такого, чтобы галдеж стоял: учитель заходил, все сидели тихо. Придешь домой: вот тебе, Коля, два кусочка хлеба и тарелочка супа. Ни о каком втором, ни о сладком мы даже не думали. И все были сыты и выросли хорошими людьми. Наверное, какой-то особый порядок создавался с детства, в душе откладывалось что-то правильное. Я не говорю о порядке, когда по струнке все ходят, нет! Мы и в пионерский лагерь ездили, и хулиганили часто, и озорниками слыли, и смешного было много…

Кино и театр

В кино я начал сниматься с 1965 года, по две-три картины в год. И так практически до 1990-го все время был занят. В кино, правда, тогда царила одноплановость, и меня использовали в одном качестве. Нужен был, видимо, такой ти-
паж – с открытой, широкой душой, чтобы ему верили люди. И я их играл…

На самом деле я всю жизнь мечтал играть в театре. Впервые попал на спектакль, когда мне было шестнадцать. Это было в Челябинске. Первый раз в жизни увидел театр и сказал: «Все! Хочу только в театр!» И поехал в Свердловск, но в театральное училище не поступил. Там мне сказали: «Ты такой большой и такой наивный, мы «таких» не принимаем». Я ответил: «Хорошо» – и пошел в медицинский. Он просто рядом был. Правда, через год понял, что это не мое, и решил, что поеду в Москву. Отец билет купил, мама дала мне 20 рублей и говорит: «Езжай, сыночек, хоть ты Москву посмотришь, мы-то уж не посмотрим». И я поехал. Пришел в приемную ГИТИСа, а там проблем не было – сразу приняли.

Я поступил на актерский факультет, у нас был интересный, солидный курс. Со мной учились Ольга Остроумова, Андрей Мартынов, Юра Николаев – он теперь успешно работает на телевидении. Я, конечно, мечтал о театре, про кино даже не думал, считал это дело святым, до которого еще не дорос. Но когда начал учиться, меня стали на все студии тащить – им. Горького, на «Мосфильм», на Киевскую… Не представлял, как мне все успеть.

Я учился в два приема, потому что меня забрали в армию. Два года отслужил, а потом вернулся в ГИТИС. Моим педагогам – это МХАТовские актеры и режиссеры – я всю жизнь благодарен за то, что они мне дали. Потому что научить быть артистом нельзя, можно вложить в душу любовь к тому делу, которым человек будет заниматься всю жизнь.
И, конечно, большое влияние – Татьяны Лиозновой, режиссера первого фильма «Рано утром». Это таким ярким пятном осталось в памяти, что, может быть, со временем стало еще ярче. Ведь для меня это был очень важный этап. Она по каж­дому слову, по каждой фразе учила меня понимать, что происходит по сценарию.
Еще большое влияние оказал Миша Богин, прекрасный режиссер. С ним на съемках фильма «Зося» было удивительное общение.
После окончания института меня приглашали в два театра – Моссовета и на Таганке, но я не пошел, потому что был много занят в кино. И сделал великую глупость, до сих пор переживаю: мне кажется, что все могло быть иначе…


Записала Марина МИРОНОВА, журналист, режиссер-документалист

Слово об отце

Приезжая на родину папы, заслуженного артиста России Николая Мерзликина, в город, где он вырос, на его могилу в поселке Зауральском, где навещают его близкие, я понимаю, что мои корни тут. А когда в столице – Москве – меня спрашивают, откуда вы, говорю, что с Урала...

У рода Мерзликиных три ветки. Отец очень ценил свою, южноуральскую. Самые лучшие его воспоминания – о Еманжелинске. О маме, которая кормила шестерых детей, о школе № 11, которую окончил, о баяне и футбольном поле, где игра была лучшим досугом, о сырых котлетах, которые продавали в кулинарии, а старшее поколение не понимало, что их надо еще и пожарить, о бананах, которые выбросили, потому что не знали, что они должны дозреть в темноте…

Я помню многое из детства об отношениях с отцом. Самый яркий случай: когда он мне принес форму для физкультуры в 3-й класс. А учительница, узнав его, сказала, смутившись, что я уже в 6-м! Потом мне понадобился костюм на Новый год: я тогда танцевала в нашем ДК «Салют». Мы пошли с папой в костюмерную, где мне выдали балетную пачку! Настоящую! Под его честное слово. Даже не представляла, что такое возможно.

И еще помню семейный отдых на Волге. Отец вел вечера «От всей души» в Саратове. У меня до сих пор в дневнике (их тогда модно было вести не в электронном виде, а в бумажном блокноте) хранится билет на поезд – первый за полную стоимость (потому что мне уже было 15). Мы жили на острове. И оттуда ездили в город на встречи со зрителями. Тогда вопросы передавали через ряды на сцену на листочках. Папу кто-то спросил, чем занимается его дочь. Он сказал: «Собирается в кулинарный техникум. Сначала будет пыль с пряников смахивать, потом макароны продувать. А потом поменяет масло на маргарин и купит себе первое бриллиантовое кольцо». Папа пошутил (он был с юмором, как человек, родившийся 1 апреля)! А я обиделась…

Помню, как в доме на улице Горького, 33 в Еманжелинске (году где-то в 1976-м) открывали калитку специальным крючком, который был якобы спрятан, как собирали яйца в курятнике, а когда они были слишком мелкие, мне говорили, что они от петуха… Детство было веселым!

…Отцу в этом апреле было бы 75! Дата? Для кого-то и нет. Но для его семьи (Мерзликиных осталось много, к счастью) и друзей – да! Думаю, и Еманжелинск, который прощался с ним 13 лет назад, долго не забудет своего земляка. Хотя появился на свет Николай Мерзликин в других краях (в поселении на реке Сосьва), судьба постаралась, чтобы он не из книжек узнал географию Урала, где появи­лись и навсегда остались в его сердце родные места. Ведь большая часть детства и молодости прошла в замечательном городе шахтеров.

За последнее время я бывала на родине отца чаще, чем за всю его жизнь. Юбилей города, выставки, выпуск книги, открытие памятной доски на кинотеатре… Мне дорого, что жители Еманжелинска хранят память о человеке, который прославил родной город на всю страну.

Оксана МЕРЗЛИКИНА

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

ВВерх Desktop version