В семи школах Еманжелинского района – № 2, 4, 5, 9, 14, 15, 16 – одиннадцатиклассники написали итоговое сочинение (изложение). По желанию процедуру могут пройти выпускники прошлых лет, студенты профессиональных образовательных организаций.
Итоговое сочинение для выпускников школ традиционно проводится в первую среду декабря. Это обязательное условие для допуска к государственной итоговой аттестации. В 2024–2025 учебном году основной день выпал 4 декабря, резервные дни – на 5 февраля и 9 апреля (первая среда февраля и вторая среда апреля).
Порядок и процедура проведения итогового сочинения (изложения) остались прежними, как и в прошлом году: начинается мероприятие в 10.00 по местному времени, за 15 минут до написания работы темы становятся доступными, продолжительность выполнения задания составляет 3 часа 55 минут, то есть 235 минут, ребята приходят в этот день в школу с паспортом и с гелевой или капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.
На сайте ФИПИ (Федерального института педагогических измерений) заранее были опубликованы материалы, которые помогают учителям и выпускникам подготовиться к итоговому сочинению (изложению). Например, критерии оценивания, образец комплекта тем итогового сочинения, который, кстати, формируется из ежегодно пополняемого банка, содержащего в том числе и ранее разработанные темы.
Основным требованием, предъявляемым к творческой работе, является объем итогового сочинения. Рекомендуемое количество слов – от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются в том числе служебные), то выставляется «незачет». Как правило, к 11 классу школьники уже на отлично справляются с текстовым объемом. Требование № 2 – это самостоятельность написания. При подготовке к экзаменам ребята используют различные интернет-сервисы для определения уникальности текста, поэтому умеют, как говорится, подбирать синонимы и письменно выражать свои мысли, формулировать личную позицию. Критериев оценивания на самом деле немало – соответствие теме, аргументация, привлечение литературного материала, композиционная стройность, логика рассуждения, грамотность… Кстати сказать, при написании сочинения разрешается пользоваться орфографическим словарем. И это для некоторых настоящий «спасательный круг».
– В Челябинской области в комплект тем итогового сочинения вошли следующие: «Почему совесть не всегда спасает нас от неправильных поступков?», «Согласны ли Вы с утверждением, что повзрослеть – значит научиться нести ответственность за других?», «Как Вы понимаете мнение героя А.С. Грибоедова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?», «Идеал гражданственности в моем понимании», «В чем заключается нравственная ответственность ученого за результаты своей деятельности?», «Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать», – рассказала «НЖ» заместитель начальника управления образования администрации Еманжелинского района Галина Арестова. – В комплект включены по две темы из каждого раздела банка тем итогового сочинения в соответствии со следующей последовательностью: духовно-нравственные ориентиры в жизни человека; семья, общество, Отечество в жизни человека; природа и культура в жизни человека.
В еманжелинской школе № 4 итоговое сочинение написал 21 человек. Несмотря на напутствия учителей, выпускники все равно волновались. Некоторые (наверное, как и в любой другой школе) надеялись не только на хорошие знания, но и на приметы на удачу. Например, заходили в класс, переступая порог левой ногой. Все прошло организованно, слаженно, без эксцессов. Остается надеяться, что результаты порадуют ребят.
В Челябинской области на итоговое сочинение (изложение) на базе 552 образовательных организаций зарегистрировались 13568 человек.