Новая Жизнь - www.ng-74.ru

Login

Ирина Алексеевна Дедышева из Красногорского бережно хранит тетради с записями отца-фронтовика

Оцените материал
(4 голосов)
Ирина Алексеевна Дедышева из Красногорского бережно хранит тетради с записями отца-фронтовика Фото Татьяны СОКОЛОВОЙ, из архива И.А.Дедышевой
Через пять дней после объявления войны отец, будучи председателем зерносовхоза, добровольцем ушел на фронт – 27 июня 1941 года.

Ирина Алексеевна Дедышева – пятый ребенок из шести семьи Токаревых, родилась после войны, в 47-м. Ее отец Алексей Дмитриевич воевал с первых дней Великой Отечественной, получил ранение под Сталинградом, победу встретил в Берлине. По возвращении домой фронтовик кропот­ливо фиксировал свои воспоминания – чернилами исписаны пять тетрадей. Военные снимки, мемуары, медали бойца – все это семейная реликвия.

Алексей Дмитриевич Токарев родился в 1906 году в селе Красном Увельского района. С детства он познал тяжелый физический труд. С семи лет работал бороноволоком в Погорелке – подготавливал пашню к посеву. В десять лет батрачил на водяной мельнице помещика Лебедькова, что стояла на берегу Увельки.

В 1926 году повзрослевший Алексей вступил в ряды ВЛКСМ. Комсомольцы учили безграмотных, агитировали крестьян вступать в колхозы, разъясняли им пользу коллективной работы в селе. В свободное от работы время парень охотно участвовал в художественной самодеятельности: в клубе в селе Красном проводили не только танцы, но и концерты, ставили спектакли. 

Однажды влюбились Алексей и его друг Степан в одну и ту же девушку – Дуню. Чтобы решить, кто будет ухаживать, парни «выплясывали» Евдокию. Так было заведено на селе. Женихи отчаянно состязались. Степан ушел из круга, а Алексей «выплясал» суженую. В 1928-м молодые поженились. Через год Алексей поступил на курсы трактористов в Троицк. Позже там же окончил еще и курсы механиков и считался специалистом высокого класса. 

После вступления Алексея в ряды КПСС молодая семья долго на одном месте не жила – ездила по всей Челябинской области, потому что коммуниста Токарева партия отправляла в самые сложные территории, где он работал парторгом, председателем колхоза, совхоза. Накануне Великой Отечественной вой­ны семья Токаревых оказалась в Зауральском. 

– Через пять дней после объявления войны отец, будучи председателем зерносовхоза, добровольцем ушел на фронт – 27 июня 1941 года. Ему было 35 лет. Наша мама Евдокия с четырьмя детьми жила вместе с матерью – бабушкой Улей – и младшей сестрой – тетей Валей. Мама работала в детском саду. Старшему сыну Володе было девять лет, младшему Валерику исполнился годик. Отец писал родным письма, в которых говорил, что всем тяжко, но надо выдержать это испытание: «Вы дома с детьми, я на фронте. Только так изгоним немецко-фашистское племя. Ты, Дуня, работаешь дома, в детсаду, воспитываешь детей вместе со всеми сотрудниками. Вот этим вы нам и помогаете бить фашизм...»  Высылал фотографии, которые подписывал очень трогательно: «Для воспоминаний семье – жене Дуне, сыновьям Вове, Шуре, Валерию, дочке Римме. Ваш муж Алексей. Ваш папа. Дети, не забывайте своего отца, а жена – мужа, черты его лица…» – делится уникальными воспоминаниями Ирина Алексеевна.

Сержант Токарев был командиром артиллерийской установки, в боях под Сталинградом в 1942 году получил серьезное ранение и попал в госпиталь. Жизнью Алексей был обязан боевому другу – Павлу Григорьевичу Панькову. Вспоминая детство и юность, Ирина Алексеевна говорит, что дома у многих ее одноклассников иконы висели на стенах, а в ее семье почитали земляка и однополчанина отца, который спас ему жизнь во время Сталинградской битвы. Его портрет размещался в деревянной рамке вместе с фотографиями родственников на самом видном месте. Настолько военный человек дорожил фронтовой дружбой! 

По направлению полит­управления после госпиталя Алексея Токарева отправили учиться на водителя. Работал он при штабе и продолжительное время шоферил, возил в том числе и фронтовых операторов, которые снимали бои под Сталинградом. Эти съемки легли в основу советского документального фильма. 

– Папка рассказывал, что видел маршала Казакова, был знаком с режиссером Яновером, возглавившим одну из кинобригад. Видел на расстоянии двух метров фашистов, попавших в плен, видел немецких генералов, пленного немецкого военачальника Паулюса – они выглядели жалкими, были замотаны с головы до ног, потому что тогда стояли настоящие наши холода и морозы. Была разработана целая операция «Кольцо». И папка написал такие строки: «Советское войско стойко стояло у стен города-героя Сталинграда, оно ковало колечко у Волги немецко-фашистскому гаду. Колечко, колечко, колечко становится уже и уже, немецко-фашистским солдатам становится хуже и хуже. 12.02.1943».

Спустя полгода Алексей Токарев участвовал в операции на Орловско-Курской дуге. Именно там вместе с однополчанами он первый раз смотрел фильм про Сталинград, в съемках которого косвенно принял участие. 

Сержант Токарев стал героем нескольких снимков военных корреспондентов. На одной из фотографий, датированной апрелем 43-го года, он с так называемым сыном полка. На обратной стороне карандашом старательно выведено: с. Долгое Свободинский сельсовет Курской области. Гриша… и уже менее разборчиво (от времени) фамилия мальчика. Сироте солдаты сшили буденовку, шинель с портупеей, брюки. Таких шолоховских Ваню­шек, которые потеряли мать и отца, во время войны было великое множество. 

Алексей Токарев освобож­дал Познань и польскую столицу Варшаву, дошел до Берлина. Был назначен командиром отделения, которое занималось ремонтом автомобилей. А затем на четырехколесных «трофеях» солдаты отправились домой. Служил солдат до 13 сентября 1945 года. По этому поводу даже сочинил четверостишие: 

«Приедет домой наш воин родной. 

Его повстречает народ дорогой. 

Родные похвалят, и дети гурьбой 

Скажут: «Наш папа вернулся с победой домой!» 

(28.06.1945 г. Вартенберг) 

Писал, как чувствовал, не зная грамоты стиха. Правда, некоторые его зарисовки взяли, чтобы поместить в газете «Ленинское знамя». Как свидетель страшной войны Алексей считал своим долгом зафиксировать самые важные моменты жизни и сохранить эту информацию для потомков. Домой он присылал и военные снимки. Сейчас они считаются большой редкостью, как, впрочем, и 80 лет назад. На одном из фото 1945 года запечатлены десятки солдат у стен Монетного двора и Рейхстага. Почтовую открытку с изображением еще довоенных и неразрушенных Бранденбургских ворот Алексей Токарев сопроводил комментарием: «Ходили и ездили на а/м. 1945 год. Зайдешь спереди ворот, повернешь направо – там развалины Рейхстага, где на стене выдалбливал свою фамилию, их там были миллионы. Залезал на крышу Рейхстага и смотрел вниз. Высоко. И глубоко был зал, а кругом – зрелища». На обратной стороне почтовой карточки с Триумфальной колонной написано: «На этот памятник в Берлине поднимался до третьего этажа». 

Солдат вернулся домой с подарками-трофеями: детям привез велосипед, фотоаппарат, мальчиковый костюм, жене – предметы столового набора и поднос. (Долгое время Токаревы укладывали на поднос ровными рядками свежеслепленные пельмени перед заморозкой. Ирина Алексеевна сохранила антикварные десертные вилки и ложку с гравировкой «erbe rostfrei»).

Вернувшись домой, Алексей Дмитриевич работал в Красногорском: сначала водителем, потом автомехаником. После войны в семье Токаревых родились еще двое детей – дочери Ирина и Рая. 

– Я родилась в 1947 году, младшая сестра Раечка – в 1950-м. Всего нас было шестеро детей. Мы примерно в школе учились, и мама всегда говорила, что ей приятно ходить на родительские собрания. Все получили среднее и высшее образование. Владимир работал начальником рудоуправления в Бакале. Саша, как и Вова, тоже с отличием окончил горный институт и работал начальником участка углемойки 7-го разреза в Красноселке, а позже его направили в Копейск и назначили главным инженером. Римма – кандидат экономических наук, она работала в Кустанайском институте преподавателем и завкафедрой. Валера тоже работал на 7-м разрезе помощником машиниста экскаватора. Я – сначала в школе Увельского района, потом – поселка Красногорского и более 30 лет – в детсаду «Березка» Красногорского ЛПУ. Раечка работала преподавателем в колледже в Нерюнгри. Братья умерли, в живых остались мы, три сестры. Александр прожил дольше всех, он скончался недавно, не дожив месяц до 90-летия.

… Токаревы были известные рукодельники. Алексей Дмит­риевич, несмотря на проблемы с одной рукой после ранения, мастерски плел корзины из ивы, к нему даже из совхоза приезжали за заказом. Любил рыбачить и неводы, сети, «морды» тоже сам плел. Ставил ловушку на ночь, а наутро она рыбой полнехонька. В Увельке тогда водились и щука, и судак, и чебак, и карась с окунем. Родители навешают рыбу на коромысла, и Ирина с Раей идут на базар за пять километров, чтобы выручить за улов копеечки. Евдокия Степановна была и портным, и швеей-самоучкой. Мерки снимет один раз, и наряд как влитой сидит. Так искусно шила, что красносельские и красногорские семьи к ней в очередь выстраивались. Ее подольская швейная машинка до сих пор в хорошем состоянии. 

– Бывало, забежишь домой, мама сидит за столом, строчит на машинке. А папа после работы – около печки плетет. Мама очень вкусно готовила, знатные пироги пекла. Мы, дети, сызмальства работящими росли. Наша семья скотину держала, у нас и сметана, и масло, и молоко – все свое было. А вот колбасу я увидела и попробовала, когда только замуж вышла, – с улыбкой вспоминает Ирина Алексеевна. – Папка у нас строгий был. Он говорил маме, например: «Скажи девчонкам, чтобы вовремя за коровой шли, а иначе будут ночью ее искать». Да, и такое было. Делать грядки, полоть огород, поливать, чистить стайки – это наши обязанности. Так заведено было, выживали все за счет разведения домашней скотины и ручного труда. Мама у нас считала, что всегда надо только правду говорить. Может, поэтому сказки она не любила и читала нам «Тимура и его команду», а позже такие книги, как «Витя Малеев в школе и дома». А папка на­изусть знал многие произведения Пушкина, Ершова... Родители прожили в браке более 60 лет и всю жизнь работали не покладая рук. Отец умер в 1992-м, мама – в 1997-м, оба в 85 лет, похоронены на красносельском кладбище. 

Сегодня о боевых и трудовых буднях красноармейца Алексея Токарева и земляков-фронтовиков Ирина Алексеевна Дедышева вместе с другими ветеранами-красногорцами рассказывает на встречах в детских садах, школах, библиотеках, музеях. Душевно, трогательно, до слез… Это, как бы громко ни звучало, дань памяти тем, кто 80 лет назад подарил нам свободу и жизнь.

22 декабря 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР Алексей Дмит­риевич Токарев был награжден медалью «За оборону Сталинграда». В удостоверении указано, что вручена медаль бойцу в июле 1943 года начальником автоуправления Центрального фронта. Ирина Алексеевна говорит, что у отца были и другие военные награды, кроме юбилейных, но они, к сожалению, утеряны. По данным портала «Память народа», Алексей Дмитриевич Токарев, 1906 года рождения, уроженец с. Красного Увельского района, призванный Еткульским РВК, награжден орденом Отечественной войны II степени. Дата документа: 06.04.1985. Возможно, памятную награду ветерану войны вручили по случаю 40-летия Победы над гитлеровской Германией.

 

 

 

 

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

ВВерх Desktop version