– В нашем доме почти весь первый этаж используется предпринимателями под магазины. Когда эти помещения переводили из жилых в нежилые, у нас, жильцов, спрашивали разрешение. Но с тех пор профиль этих заведений не раз менялся, и уже никто не интересовался, устраивает ли новый вид использования нас, владельцев квартир, расположенных рядом. Между тем одно дело соседствовать со свадебным салоном и совсем другое – с продуктовым магазином (мыши, работа холодильников, подвоз товара), а то и с кафе с музыкой (звукоизоляция на это не рассчитана). Должны ли согласовывать владельцы коммерческих помещений в многоквартирных домах смену их назначения? – спросила в письме в редакцию «НЖ» жительница города.
Как нам удалось выяснить, согласно действующему законодательству, когда помещение, в котором планируется открыть новый магазин или офис, уже имеет статус нежилого помещения, отдельный вход и не используется в общих целях, для изменения его назначения согласие жильцов многоквартирного дома не требуется. Нежилое помещение принадлежит его владельцу, который имеет право полностью распоряжаться им, в том числе использовать в коммерческих целях.
Если же у жильцов дома, где произошла смена назначения объекта, возникли претензии к новым хозяевам или арендаторам (скажем, не соблюдаются меры пожарной безопасности, санитарные нормы или нарушается закон о тишине), они могут обратиться в Роспотребнадзор с жалобой, обязательно указав ИП, точный адрес и причины недовольства новым соседством.