ВКонтакте

Спецпроекты»Район в лицах»Разве такое забудешь…

Разве такое забудешь…

Оцените материал
(0 голосов)
Клавдия Петровна Демина (в девичестве Сединкина) одна из тех, кто в 30-е годы прошлого столетия пострадал от политических репрессий.
И хотя она тогда была ребенком, но пережитое лихолетье сохранила в памяти на всю жизнь.
– Разве такое забудешь? – говорит Клавдия Петровна Демина, которой в этом году исполнилось 88 лет (она самая старшая в большом роду Сединкиных). – В 1929 году моих родителей Петра Ивановича и Серафиму Ивановну Сединкиных раскулачили. Жили мы в деревне Мартыново Петуховского района Курганской области. У родителей было шестеро детей. Все у нас было нажито своим трудом: хороший дом, коровы, лошади, овцы, гуси, куры. Мы сами пахали землю, сеяли рожь, пшеницу, овес, лен, убирали урожай, мололи на мельнице зерно. Во время Гражданской войны отца три года не было дома, и, пока он воевал, мама одна управлялась с большим хозяйством, ей помогали мои братья Павел и Панкратий. Они тоже работали не покладая рук, подростками самостоятельно пасли лошадей в ночь. В деревне было пять зажиточных семей, и всех раскулачили. Моего отца Петра Ивановича и старшего брата Павла отправили на поселение в Пермский край, там был щебеночный карьер. А маму с тремя маленькими детьми – я, Марфа, Алексей – выгнали из своего дома. Отняли весь скот, птицу, выгребли зерно, муку из амбаров. Три больших сундука с добром родители спрятали в камышах. Большевики целое лето искали их, а осенью все же нашли. Привязали к палке огромную алую шелковую шаль с кистями, едут на лошади, размахивая шалью, как флагом, еще и песни поют от радости, что везут найденные сундуки. А мама, как сейчас помню, увидев их, упала на землю и заплакала. Мне четыре года было, и я не сразу поняла тогда, в чем дело. Потом вся деревня ходила разодетая: кому наша шуба досталась, кому зипун, кому шаль. А мы очень бедствовали, когда оказались без средств к существованию. Нас поселили на краю деревни в землянке, где раньше жил нищий. Чтобы не умереть с голоду, мы ходили по миру с котомками через плечо, просили подаяние. Брата Панкратия в 1931-м сослали на Еманжелинские угольные копи, а его жену Федору с грудным ребенком закрыли в холодном амбаре, младенец застудился и умер.
В 1932 году комендатура разрешила отцу, чтобы мы с мамой приехали к нему в Пермский край. Но там нас ждали новые испытания. На севере было тоже голодно. Хлеб давали по карточкам, по 200 граммов на человека в день. Поздней осенью мама собирала с убранного поля оставшуюся картошку, а тут объездчик. И за пять мерзлых картофелин ее посадили на год в тюрьму… Мы сильно горевали без мамы.
В 1936 году брат Панкратий, который работал на шахте, выхлопотал разрешение на наш переезд на Еманжелинские угольные копи. И мама привезла нас на новое место, мы поселились в бараке. А вскоре к нам перевели и отца. Он устроился работать с моим братом Алексеем в колхоз «Новый быт», который был образован в деревне Борисовке, и в 1937-м нам выделили там жилье. В том году был хороший урожай зерновых, и мы наконец-то досыта наелись хлеба.
Клавдия Петровна, как родители и братья, тоже с ранних лет приобщилась к труду. Еще до войны начала работать в колхозе «Новый быт», сначала в садоводческой бригаде, потом в полеводческой. В страду на быках вывозила с поля копны и снопы для обмолота. И за ударную работу на трудовом фронте получила звание «Ветеран Великой Отечественной войны». Окончив после войны педучилище, она 12 лет проработала учителем начальных классов. Сначала жила в Борисовке, где не только преподавала в школе, но и возглавляла совхозную комсомольскую организацию. Потом уехала в Омск, а через четыре года с мужем и маленьким ребенком вернулась домой и устроилась на работу в школу № 2. Родственники в складчину купили молодым дом на улице Шахтера в Еманжелинске. Вот уже 55 лет Клавдия Петровна живет в этом доме. Вырастила двоих сыновей. Несмотря на возраст, она усердно обихаживает свой дом, чистит снег во дворе, летом работает в огороде. Любит порядок и чистоту. Посещает службы в храме и ездит по святым местам.

 

Надежда ВАСИЛЬЕВА

Фото автора

Вспоминая о прожитой жизни, Клавдия Петровна ни на кого не держит зла. «Время тогда такое было – сложное, а мы и на новом месте не пропали, потому что были приучены к труду, – говорит она. – А бывшие наши односельчане потом раскаивались, что все так произошло. Кто нас кормил, тех мы и обидели, сказали они при встрече спустя много лет».

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

« Август 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |