Небольшая экспедиция побывала на образовавшемся разломе в конце августа. Ее участники поделились впечатлениями с «НЖ». Горный инженер и неутомимый исследователь еманжелинец Юрий Демин, который уже не раз бывал в этих местах, рассказал о находках:
– Желтые окаменелости мы собирали здесь и раньше. Возраст слоев, где они встречаются, геологи определяют как палеоген – 40 – 60 миллионов лет назад. Это, скорее всего, кишечнополостные, жившие в то время: полипы, их щупальца. А вот известковые ризалиты – трубочки с отверстиями – обнаружены впервые. Они могли образоваться вокруг корней растений, хотя не исключены и другие версии.
Опытный спелеоархеолог и палеонтолог из Челябинска Владимир Юрин тоже пополнил свою коллекцию древностей:
– Надо сказать, я впервые увидел в нашей области такой масштабный размыв – огромный размер обнажения на большую глубину: стенки борта видны донизу до 30 метров. Это какой была сила водного потока! Ведь овраг был засыпан на две трети длины и на всю высоту. Что нашли на сей раз? Обломок зуба и плюсневую кость древней лошади времен мамонтов. Будем и дальше заезжать сюда, внимательно наблюдать, процесс идет, борта осыпаются… Мой опыт показывает, что многие животные заканчивали жизнь на берегах рек, у омутов, где сейчас и удается обнаружить их останки.
Надежда Рассказова (доктор географических наук, профессор, научная специальность – «Гидрология суши, водные ресурсы, гидрохимия») впервые побывала в окрестностях Еманжелинска, она так прокомментировала итоги мини-экспедиции:
– Каньон, который мы сегодня увидели в Еманжелинске, оказался очень интересным объектом. Опустившись вниз и двигаясь вдоль него, мы нашли очень интересные окаменелости, которые соответствуют, видимо, периоду плейстоцена (неформальное называние – ледниковый период, начавшийся 2,5 миллиона лет назад – ред.). Потому что кости и череп эласмотерия, которые здесь были найдены, относятся к этому периоду. Мы осмотрели место, где все это было обнаружено, собрали – сейчас будем точно идентифицировать – похоже, что остатки кишечнополостных, вымерших очень давно. Когда ушел Уральский океан, они, видимо, оставались на коренных породах и были засыпаны 4–5-метровым слоем грунта.
Древности я понемножку собираю с разных регионов, эти пополнят мою коллекцию. Будем разбираться с ними и уточнять, почему произошел этот еманжелинский разлом. Причин может быть множество. Здесь мелкодисперсные песчаные почвы, которые очень насытились водой из-за дождей, в результате произошел сначала прогиб, а затем разлом – поскольку внизу нет коренных твердых пород, только мягкие. Я обратила внимание на то, что вокруг находятся отвалы, и мне кажется, что когда они давят своим весом на мелкодисперсные почвы, как раз могут возникать разломы. Кроме того, всем знакомы внешние эрозионные процессы, и мало кто знает о внутренних: то есть река (Еманжелинка – ред.) помимо поверхностного стока, видимо, имела подземный. И эти воды постепенно производили разрушения, вымывали пустоты, которые привели к оседанию и дальнейшему разлому. Считаю, что это так и происходило. Скорее всего, есть еще пустоты, почва проседает и разламывается, поскольку нет фундамента, на который она могла бы осесть.
Взять к примеру Кургурскую пещеру. Все, кто в ней был, знает, что там много воронок, но почва оседает на тело самой пещеры, там очень твердые породы, а здесь их нет, поэтому – разлом. Для исследователей это, конечно, подарок, но такими жертвами лучше не надо. Однако, раз уж разлом образовался, мы смотрим, какие слои древности обнажил, начинаем размышлять, что здесь было раньше, видим доказательства того, что наша территория была дном древнего Уральского океана, раз есть древние кишечнополостные. Геология нашего региона очень интересна. У нас на Урале чего только нет! Где-то в мире надо на гору лезть или спускаться в Большой каньон в Колорадо, чтобы подержать в руках породы, которым 3,6 миллиарда лет, а у нас гора Карандаш в Кусинском районе – пожалуйста, порода израндит, которой 4,2 миллиарда лет. На поверхности! Урал – это очень интересный регион, здесь можно найти все!
Самое страшное, подчеркнула Надежда Рассказова, что процессы, результаты воздействия которых мы видим, не останавливаются, они будут идти дальше. И эти земли в конце концов станут, да и уже на данный момент, можно сказать, стали, бедлендом, как говорят американцы, то есть дурными землями, которые выбыли из всяческого использования. Конечно, это очень опасно, и остановить этот процесс можно только насаждениями по бортам. Это, конечно, надо было делать раньше, сейчас сложно. Но чтобы хотя бы не допустить дальнейшего расползания, следовало бы высадить деревья и кустарники.