Изучая историю города, ставшего родным, ветеран педагогического труда и активист татаро-башкирского центра «Дуслык» Моэмина Нургалиевна Назырова помогает молодому поколению глубже понять историю всего региона, его особенности и традиции.
… В декабре 1950 года семья Моэмины Назыровой (Нургалиевой) – родители, старшая сестра Васига, младший брат Наиль – переехали из Татарстана на Южный Урал, где к тому времени уже жили старшие братья-шахтеры Рашит и Хабибулла.
С юных лет Моэмина тяготела к литературе, знала наизусть много стихотворений. Она была самой грамотной в семье, поэтому писала письма старшим братьям. Признается, что не всегда точно передавала просьбы родителей: предпочитала рассказывать только о хорошем, а о нехватке денег умалчивала. Рука не поднималась требовать материальной помощи, зная, насколько тяжел труд шахтеров и как дорога каждая копейка.
До 13 лет Моэмина знала только татарский язык. Каково же было ее удивление, когда по приезде в Еманжелинск она встретилась с женой Хабибуллы, которая в совершенстве владела татарским языком и на хорошем уровне изучила русский, несмотря на то что Галима Жамиловна Нургалиева (в девичестве Сайфугалимова) – башкирка. Галима ходила на родительские собрания к Моэмине в школу вместо родителей, общалась с учителями.
Моэмина переживала, что в Еманжелинске ее определили в пятый класс, где она была старше своих одноклассников. Директор Дарья Филипповна Костюшева назвала ее русским именем, чтобы облегчить общение. Девочку стали звать Маша, Маня, Мария. В шестом классе Маша написала свой первый диктант на русском языке на пятерку. Говорит, сложность в обучении доставляли приставки, предлоги, которых нет в татарском языке, а также правописание окончаний разных частей речи, деление на женский и мужской род. Чуть легче русского ей дался немецкий язык. Своими лингвистическими успехами школьница всегда поражала одноклассников. К тому времени ее старшая сестра Васига считалась в Еманжелинске абыстаем и проводила религиозные праздники. У нее всегда была любовь к арабскому языку. Мария преуспела в школе настолько, что после окончания педагогического училища стала преподавать в начальных классах – сначала по направлению в деревенской школе в Таяндах, позже – в Еманжелинске. Несколько поколений учеников уважительно называли ее Мария Николаевна.
Про татарский язык Мария-Моэмина не забывала. В кругу семьи разговаривала на родном языке. А книги читала, песни пела на двух языках.
![]() |
| Первые учителя первой татарской школы на Еманжелинских копях |
– Сноха Галима в юности посещала татарскую школу в Еманжелинске. Она сохранила довоенную фотокарточку, которая сегодня представляет историческую ценность. На ней первые учителя и ученики татарской школы – класс из 15 мальчишек и девчонок, – рассказала «НЖ» Моэмина Нургалиевна Назырова. – 30-е годы ознаменовались открытием месторождений, началом строительства шахт и добычи угля на Еманжелинских копях, как тогда назывался наш будущий город. Еманжелинск сравнительно молодой, ему будет всего 95! Он стойко перенес годы испытаний – коллективизацию, Великую Отечественную войну. Горняками стали мужчины из близлежащих деревень и поселков, а также вынужденные переселенцы, раскулаченные. Среди них было много татар и башкир. И национальная школа стала большим открытием и была востребована. Первая татарская школа, по словам Галимы, находилась в районе ЦЭММ и бывшей школы № 10, в бараке (сейчас это поселок Рабочий). Там Галима училась четыре года. Первым директором школы и учителем был татарин Рахим Юзеев, специалист высочайшего класса. Был еще один учитель-мужчина, но Галима в силу возраста (в этом году ей исполнилось 98 лет!) сейчас уже не помнит его имени и фамилии. Удивительно то, что в тяжелые для страны годы власти позаботились о детях татар и башкир, чтобы они могли получить образование на родном языке. Школа работала до 1941 года. А когда началась война, учителя ушли на фронт. Галиме тогда было 14 лет, она трудилась на строительстве железной дороги, связывающей Коркино и Еманжелинские копи. Нургалиевы жили в бараке, где сейчас находится школа
№ 4. Галима рано осталась без матери, всегда работала наравне со взрослыми, но училась усердно. После войны в Еманжелинске пытались открыть татарскую школу в здании по улице Шахтера, в бывшем орсе. Но учителей не нашлось. Возможно, на этом фото кто-то узнает своих бабушку или дедушку. Может, у кого-то в семейном альбоме тоже хранится такой снимок и еманжелинцы дополнят воспоминаниями события прошлого века.
Возродить в Еманжелинске занятия по изучению татарского языка по просьбе жителей смогла в 2000-е годы Роза Михайловна Абдрашитова, почетный гражданин Еманжелинского района, тогда руководитель центра «Дуслык». Она пригласила преподавать Моэмину Нургалиевну Назырову, которая к тому времени уже находилась на пенсии. Четыре года регулярные уроки по изучению татарского языка проходили по воскресеньям в ДК им. А.С. Пушкина. Их посещали дети с шести лет, а также взрослые до 60 лет.
Моэмина Нургалиевна Назырова по-прежнему прилагает все усилия, чтобы татарский язык жил и мирно соседствовал с русским. В нем есть своя особенная красота, мягкость, ритмика, считает ветеран. Она более 30 лет является активистом центра «Дуслык», пишет заметки в «Новую жизнь» о горожанах – башкирах и татарах, все эти годы, будучи на заслуженном отдыхе, помогает еманжелинцам освоить татарский язык, готовит школьников к конкурсам Конгресса татар, проводит праздники и вечера с национальным колоритом. 9 октября Моэмине Нургалиевне Назыровой исполнилось 88 лет. Она уверена, что в многонациональности и заключается сила России, что 2026 год, юбилейный для Еманжелинска, пройдет в том числе под эгидой заботы о национальных традициях и культуре.
Когда в Еманжелинске появилась мечеть, там начались занятия по изучению арабского алфавита, чтению корана. 4 октября стартовал новый учебный год: первые уроки по изучению арабского языка и мусульманских традиций провели преподаватели из Челябинска.

