В честь Дня учителя поздравления от благодарных учеников принимали учителя, тренеры, наставники – те, кто помогает детям не только обрести новые знания, но и освоиться в этом мире, найти в жизни свой путь.
Накануне профессионального праздника о работе школьного учителя «НЖ» побеседовала с преподавателем физкультуры школы № 4 Еленой Владимировной Крутых.
– Как и почему вы стали учителем?
– Это произошло не сразу. В семь лет я решила стать тренером и больше ни о какой профессии даже не думала. Тогда я начала заниматься легкой атлетикой, у меня был хороший первый тренер – директор спортивной школы Николай Васильевич (если не путаю) Тарасов. Он однажды предложил нам, ребятишкам с 43-го квартала, которые все время бегали на стадион, потренироваться. Мы, конечно, согласились – и легкая атлетика стала для меня всем! После школы я быстро делала уроки (училась всегда хорошо) и бежала на тренировку, появились успехи. А потом я поступила в Магнитогорское педагогическое училище. Специализация была «Учитель физкультуры», но об учительстве я даже не думала, меня интересовала только тренерская работа. Потому, получив диплом, пришла в спортивную школу. УралГУФК окончила позже, заочно, по специальности тренер-преподаватель по легкой атлетике. 15 лет я проработала в спортивной школе, у меня были очень способные ребята, которые показывали хорошие результаты. Но так сложилось, что пришлось уйти. Виктор Максимович Гусев, с которым мы были знакомы, позвал в школу. И вот 22 года я уже здесь, в школе № 4. Конечно, сначала было трудно. Потому что на уроки приходят все дети, а не только те, кто хочет заниматься легкой атлетикой или каким-то другим видом спорта. Есть дети вообще не спортивные. Постепенно втянулась. Но легкая атлетика во мне всегда жила и живет. Детей хороших, способных очень много, мы направляем их в спортивную школу.
Вообще работать с каждым годом становится все сложнее и сложнее. Трудно не столько с детьми, сколько с родителями. Отношение к учительству сейчас изменилось, и оно идет из дома, из семьи. Если раньше учителя боготворили, ставили в пример, старались быть похожими на него, то сейчас такого нет.
– В любой работе есть плюсы и минусы. Чего больше в вашей?
– Конечно, плюсов! С ребятишками мы всегда молодые! Мы всегда, как сейчас говорят, в тренде! Что касается моды, тем разговоров, каких-то новшеств – это все мы берем от детей, они нас очень многому учат. У меня шестой класс, но не только я им что-то даю, но и они мне! Наши дети, они очень умные! Просто иногда ленятся, где-то торопятся и что-то недоделывают. Очень много детей занимаются спортом, у меня в классе есть дети, которые играют в тэг-регби, они стали победителями областных соревнований, ездили в Москву. Есть дети, которые танцуют, прекрасно рисуют… То есть они не только учатся, у них появляются еще какие-то интересы. Это очень здорово.
А минусы… Да, много документации. Но с этим мы научились справляться… У меня рабочий день, можно сказать, 24 часа, сутки: я не работаю только когда сплю. Все остальное время занимаюсь классом и школой. Телефон всегда в руках, постоянно поступает какая-то информация: кто-то заболел, кто-то что-то потерял, недоучил, возникла проблема с учителем… – все решаю я. Это очень сложно, потому что я еще и учитель-предметник, у меня свои уроки. Но дети чувствуют заботу, как ты к ним относишься, так они относятся к тебе. Они очень благодарные.
Только вот с 11-м классом приходится прощаться! У меня было два выпуска, и это очень тяжело! Но мы все равно продолжаем общаться. Дети из первого выпуска уже окончили вузы, трое – московские, четверо сейчас живут в Москве. Кто-то дальше пошел учиться, в аспирантуру. Среди них есть и медики, и педагоги, и финансисты... Сейчас они начали становиться мамами и папами, и радостно, когда сообщают: «Поздравляйте, у нас лялька родилась!» Номер телефона у меня прежний, поэтому всегда с ними на связи.
Второй выпуск – тоже очень хорошие ребята. Мы встречаемся два раза в год, они созваниваются, приезжают отовсюду. Меня радует то, что после учебы они не потеряли друг друга. Расставаться с детьми очень сложно, ведь с ними рядом живешь семь лет – с пятого класса по 11-й! Мне некоторые родители говорят: «Вы лучше знаете наших детей, чем мы». Может быть, это и правда.
– Что бы вы сказали человеку, который решил стать учителем?
– Не бояться идти в школу. Мы можем сделать ее лучше. Да, сразу результат не получишь. Тут как бы отложенный эффект: через семь лет мы увидим детей, которых воспитали, поставили на ноги. Это наша работа. Считаю, что благодарная. И я ее люблю.