Безработица на Южном Урале находится на исторически низком уровне – всего 2,2%. Однако проблема трудоустройства людей с инвалидностью продолжает сохраняться – трудоустроено всего 26,6% от общего количества трудоспособных инвалидов. По этому показателю наш регион занимает 45 место в стране. В то же время остаются вакантными более 3 тысяч квотированных рабочих мест, рассказала в соцсети «ВКонтакте» Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Юлия Сударенко.
На встрече с представителями главного управления по труду и занятости региона и некоммерческих организаций прозвучало, что в области предпринимается много мер для создания возможностей реализации права на труд людьми с инвалидностью – предусмотрено предоставление субсидий как работодателям, так и некоммерческим организациям, организована работа по заключению соглашений между работодателями и организациями, готовыми трудоустроить инвалидов в счет переданной квоты, выделяется помощь на открытие инвалидом собственного дела, организуется сопровождение при трудоустройстве, предлагается профессиональная ориентация и обучение.
И все же есть системные проблемы, отмечает Юлия Сударенко. Это:
• Неразвитость инфраструктуры доступной среды, позволяющей инвалидам самостоятельно передвигаться.
• Отсутствие мотивации у работодателей в создании специальных условий для сотрудников с ограниченными возможностями, подкрепленная отсутствием ответственности за невыполнение требований законодательства о квотировании.
• Низкая мотивация к труду у самих инвалидов, превалирование у них иждивенческих настроений тормозят развитие в данной сфере.
- Нужны положительные имиджевые примеры, как со стороны бизнеса, так и в лице самих инвалидов, поверивших в себя и добившихся успехов в профессиональной сфере. Не менее важной считаю правовое просвещение людей с инвалидностью и родителей детей-инвалидов. Многие опасаются, что могут потерять часть льгот при устройстве на работу, и отказываются от трудоустройства. И, безусловно, нужно менять менталитет всего общества – отходить от стереотипа, что инвалидность закрывает двери в полноценную профессиональную жизнь, от социальной политики (характерной преимущественно для советского периода), носящей преимущественно компенсационный характер, и приходить к пониманию того, что труд для человека с ограничениями по здоровью – важнейший способ интеграции в общество и удовлетворения их важных потребностей в социализации, – уверена Юлия Сударенко.