Именно благодаря системе профтеха молодежь знакомится с практическими знаниями и навыками, необходимыми в жизни и профессиональной деятельности. На своем примере о важности учебы в училище и техникуме рассказала Елена Филимонова из Еманжелинска. Ей 35 лет, она преподаватель еманжелинского филиала Первомайского техникума промышленности строительных материалов. И сегодня считает себя счастливым человеком. Но так было не всегда.
Елена признается, что, потеряв маму в 12 лет, она, что называется, скатилась в школе по основным общеобразовательным предметам и, как следствие, столкнулась с непониманием педагогов и одноклассников. Невысокий средний балл аттестата и запрет овдовевшего отца на выезд из города привели ее в училище № 113.
– В мои годы в ПУ № 113 в основном готовили рабочих для ЕМЗ и ЧТЗ. Но я в свои 15 лет пришла осваивать профессию парикмахера. У меня просто не было выбора. Я ни о чем не мечтала. Мои мысли были заняты огромным горем. Все изменилось с первых занятий в училище. С каждым днем у меня росло желание хорошо учиться. Разбавляли нашу жизнь различные мероприятия и конкурсы, – вспоминает Елена. – Получив практически отличный диплом и повышенный разряд, я устремилась учиться дальше. До определенного момента не понимала, как преподавателям удалось разжечь во мне желание учиться. Мастера производственного обучения открыли во мне массу талантов, и я поступила в колледж культуры. Этот колоссальный опыт мне, конечно же, пригодился в жизни.
Искренне считаю, что неоценимый вклад в жизнь училища и мою личную внес директор Алексей Анатольевич Берещенов. Порог учебного заведения впервые мы переступили вместе: он в новой должности, я в статусе первокурсницы. Ежегодно училище выпускало не менее 20 парикмахеров, работу находили единицы, видимо, тогда рынок был перенасыщен рабочими кадрами и выживал сильнейший. Но мы с интересом осваивали новое оборудование, изучали современные технологии. А еще нас увлекала внеклассная деятельность: походы, сплавы, поездки на раскопки.
Однажды мой папа приехал в училище, чтобы разобраться, почему его дочь приезжает домой поздно, в шесть – семь вечера. А мы выступали, креативили и не могли остановиться. На вручении диплома я была настоящей звездой. Мне искренне жаль, что училище было ликвидировано. Там работали замечательные педагоги! За практические и теоретические знания я благодарна Елене Владимировне Пашниной и Елене Федоровне Раковой. За стремление и желание участвовать в научных и творческих конкурсах – Лидии Ивановне Глуховой и Лилии Федоровне Замятиной. Они безгранично любили нас, студентов, и верили в наши силы, что было дополнительным стимулом для нашего личного роста и самооценки.
Благодаря Нине Николаевне Алексеевой парикмахеры получали практику на производстве (в парикмахерской), а не в мастерской, что поначалу казалось нереальным. Внимание и заботу к нам проявляли даже мастера, не имеющие отношения к парикмахерскому искусству. Не описать словами, сколько было доброты и теплоты у Галины Геннадьевны Лопатиной, мастера токарей. Лучезарную улыбку и звонкий смех мастера электрогазосварщиков Галины Васильевны Симашовой не забыть никогда. Строгая, рассудительная и справедливая Надежда Николаевна Берендеева теперь еще и моя коллега. Навсегда в сердцах учеников преподаватели общеобразовательных предметов: О.Ф. Кропотова (математика), Г.В. Шмелькина (физика), Г.П. Симонычева (химия), М.А. Ахлупина (история). Все они считали своим долгом лишний раз нас обнять и похвалить.
Обучающие семинары, курсы повышения квалификации... Елена Филимонова окончила колледж и получила специальность технолога. Она трижды подавала документы в педагогический университет. И все-таки окончила его с отличием! Этот путь занял почти десять лет. Но Елена ни о чем не жалеет. Говорит, когда встречала на этом пути определенные жизненные трудности, все равно шла к своей цели. Во время обучения всегда была старостой. Вести однокурсников вперед, курировать их деятельность, заботиться о них – все это давало ей массу положительных эмоций, мотивировало учиться еще старательнее.
Пятый год она работает в системе среднего профессионального образования и продолжает учиться! Осваивает направление менеджмента в магистратуре института. Старается участвовать во всевозможных мероприятиях.
– Мне нравится быть для студентов и коллег неугомонной. Мы живем в маленьком городе, где СПО считается низкостатусным, – говорит Елена. – Но я и мои коллеги хотим развеять этот миф, достигая определенных результатов через образовательный и воспитательный процесс. Разве не показателен такой пример: из моей группы (21 человек) практически все (18) окончили университеты, институты и колледжи. Они работают в системе образования, в правоохранительных органах. Судья, помощник губернатора, логопед, воспитатель… У каждого свой путь. Для меня пример наставника в техникуме сегодня – коллега Мария Викторовна Самохвалова. Смотрю на нее и узнаю в ней своих мастеров из училища
№ 113. Благодаря огромному опыту она всегда находит контакт и общий язык с ребятами. Со временем я поняла, что хочу быть такой же, как мои преподаватели из училища. Быть мастером, быть «мамой», наставником!
2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника. Соответствующий указ 27 июня подписал Президент России Владимир Путин. Год педагога и наставника проводится с целью признания особого статуса представителей профессии. А 25 июля 2022 года Президент РФ Владимир Путин постановил отмечать 2 октября День среднего профессионального образования.