ВКонтакте

Спецпроекты»Район в лицах»Не грозная Грознецких

Не грозная Грознецких

Оцените материал
(2 голосов)
Не грозная Грознецких Фото из архива "НЖ"
«Я по призванию клубник», – говорит о себе Лидия Грознецких.

На ее долю выпало немало жизненных бурь и гроз, но из всех она сумела выйти достойно. Отдушиной, а порой и спасением стало творчество – стихи, песни, театральные постановки.

Интересно, что в заведующие клубом Лидия попала 15-летней, еще не имея никакого образования, – в деревне, носящей ту же «фамилию», что и она, – Грознецкая (позже в ее документах по недоразумению появилась в конце буква «х»). Ее, родившуюся на Еманжелинских копях, привезли в деревню трехмесячной, когда 29-летним умер от туберкулеза отец – мать осталась с тремя ребятишками. Вдова так и вырастила их одна. Боевая была: во время войны возглавляла женскую тракторную бригаду, а после стала дояркой и 35 лет доила коров, выполняя и перевыполняя планы.

В деревне была только начальная школа, а ближайшая средняя – в Каратабане. Вот в нее, за десять километров, и ходили младшие Грознецкие учиться. После восьмого класса Лиду, чтобы не болталась летом без дела, определили завклубом. Выглядела она старше своих 15 лет, была в маму бойкой, решили – справится! И, действительно, справилась! А в августе поехала поступать в Троицкое медучилище – за компанию. Из четырех деревенских девчонок поступила только она, успешно сдав экзамены. Но становиться медсестрой в одиночку не захотела – и уехала с подружками обратно. Рабочее место ее ждало. Когда в феврале ей исполнилось 16, мама принесла дочери трудовую книжку, где стояла первая запись.

В следующем августе Лида поехала штурмовать другое учебное заведение – Челябинское культпросветучилище. Шла по его коридорам и чувствовала, что попала в свою стихию: за одной дверью поют, за другой  танцуют – все интересно! В приемной комиссии поинтересовались, какую специальность она хочет получить. А Лидия и ответить не могла – кто его знает, какие они бывают – специальности.  Сказала, что согласна на любую! Тут выяснилось: на хореографии недобор, туда и отправили. Пришла Лида вместе с другими абитуриентами в необыкновенный класс (первый раз в жизни  увидела такой – с зеркальными стенами!), а там проверяют растяжку, о каких-то позициях говорят…Словом, вернулась она в деревню и опять пошла в свой клуб – заведовать. Строгая мама сказала ей: «Не поедешь больше никуда, будешь работать!» В клубе у Лиды все получалось, но все-таки в город, где совсем другая жизнь, хотелось.

А тут еще навязчивый ухажер появился – Коля из Малого Сарыкуля. Каждый вечер стал наведываться: или пешком, или на велосипеде – и четыре километра ему нипочем. С мамой нашел общий язык, а вот Лиде не понравился – не видный! Очень кстати приехала подружка, работающая в Челябинске в детском саду нянечкой, и стала просить отпустить Лиду с собой. И мама неожиданно согласилась.  

Однако Николай не собирался отказываться от своих планов добиться Лидиного расположения. Поехал следом, устроился на завод и стал искать ее, методично объезжая общежития. Потратил на это неделю, и как-то возвращающаяся с танцев Лида обнаружила своего деревенского кавалера на вахте с утюгом в руках – в подарок!..
Каждую неделю она ездила домой в Грознецкую. И в одну из декабрьских суббот из Малого Сарыкуля прибыли сваты. Мама говорила Лиде: «Что тебе еще надо? Хороший парень!» И она решила: стерпится – слюбится.

Молодые уехали в Челябинск, им дали комнату в заводском общежитии. В феврале Лиде исполнилось 18. Когда она забеременела, мама, приехав в гости и посмотрев, где они ютятся, «забрала» в деревню. А там дали квартирку – небольшую, но свою. Родилась дочка, через два года – вторая. Любящий муж заботился о своих девочках и во всем помогал жене, старался, но любимым так и не стал. Через семь лет они разошлись.

Лидия начала новую жизнь: переехала в Соколово, поступила наконец в кульпросветучилище, на заочное отделение (на сей раз знала, какую выбрать специальность – руководитель театрального коллектива) и опять возглавила сельский клуб. Училась, работала, растила дочек. Годы шли.

Однажды в селе появился баянист – приехал к знакомым и остался. Он не только играл в клубе, но и как-то незаметно стал необходим в жизни. Сначала просто ненавязчиво помогал одиноким женщинам, Лиде и ее маме, по хозяйству: ограду обеим от снега очистит, уголь за ночь перекидает. А потом возникло настоящее чувство. Они как бы дополняли друг друга – и дома, и на работе: вместе учились, вместе объехали с концертами всю округу…

Когда поженились – перебрались в Таянды. Там и родился сын. Новое место, новые возможности: активная и энергичная Лидия не только заведовала клубом, но и занималась общественной работой – стала депутатом районного Совета. А потом к этим обязанностям прибавились новые – позвали в школу. И она окончила педагогический. Кроме этого еще и, как водится на селе, полный двор скотины держала, огород обрабатывала.

А муж направился по другой дорожке: алкоголь сделал его человеком, с которым страшно жить под одной крышей. Она и не стала. Дочки к тому времени уже окончили школу, уехали учиться дальше. Лидия осталась с сыном одна. Сменила фамилию на девичью – и закрыла эту страницу жизни. Вновь начала с чистого лица.

Она продолжала одновременно трудиться и в клубе, и в школе, где преподавала историю, рисование, музыку и даже физкультуру, позже стала еще и завучем по воспитательной работе. Сын рос, дочки повыходили замуж. А Лидия переехала в город, где появилась на свет. Здесь тоже пошла в школу, кроме уроков вела внеклассную работу. Все вроде бы наладилось, но судьба подготовила ей самый страшный удар: утонул сын. Ему не исполнилось и 17-ти. Артем был веселым, артистичным парнем, играл на гитаре и трубе, писал стихи и песни. Сознание матери отказывалось принимать факт его гибели, сдавали нервы. Ситуация оказалась настолько серьезной, что справиться самой не удавалось, пришлось обращаться к врачам. А они посоветовали поменять все, отвлечься. И Лидия уволилась, продала квартиру и уехала в Челябинск. Там, живя у подруги, восемь месяцев занималась тем, чем никогда не занималась – зоофармакологией: фасовала и продавала лекарства для животных. Это помогло переключиться и заглушить горе. Конечно, никуда оно не ушло, но боль притупилась, и Лидия смогла вернуться.

В Еманжелинске снова пошла в школу, параллельно вела клуб «Рябинушка» в ДК им. Пушкина, где потом пять лет проработала заместителем директора по хозяйственной части. Но хозяйством никогда не ограничивалась, всегда дополняла рутинные хлопоты творчеством. Она и по сей день трудится во дворце, где знает все и вся, – руководит театральным коллективом «Ретро». Сейчас готовит новый спектакль. А к юбилею города принимала самое непосредственное участие в постановке  «Женитьбы», премьерой которой заявил о себе народный театр. Именно Лидия Ивановна была правой рукой Ольги Лысак, проводила добор артистов, многочисленные репетиции и прогоны. В успехе проекта  –  большая ее заслуга. Ведь труппу нужно было не только собрать, но и заинтересовать, удержать. Тут нужны и огромное терпение, и такт. А Лидия Ивановна и сама погрузилась в материал полностью, и других увлекла. Даже мужа убедила пойти в артисты. Он понимает, что его жена – натура творческая, не представляющая себе жизни без стихов, музыки, театральных постановок. А она научилась ценить бытовые мелочи: муж пропылесосил квартиру, посуду помыл – и замечательно. Ее дочки, Татьяна и Наталья,  говорят, что в последнее время мама стала мягкой и покладистой. Уверены, что благодаря Владимиру Ивановичу. А он, считают его дети, стал «примерным».  Вот такое положительное влияние они друг на друга оказывают.

Совсем скоро, в январе, супруги смогут отметить первый скромный юбилей совместной жизни – пять лет. Конечно, отношения в зрелом возрасте отличаются от тех, что были в молодости. Это не буря страстей и эмоций, а более спокойные чувства плюс житейская мудрость.

Сейчас в жизни Лидии Грознецких – светлая полоса: у детей и внуков все в порядке, в своей семье тоже. И это главное.

Лидия Грознецких – автор четырех сборников стихов и песен, бессменный участник и призер творческих конкурсов, посвященных Дню города. Сочинять начала, еще учась в школе. Сначала только стихи (первые публикации –  в еткульской «Искре»), а после гибели сына стали рождаться и песни: мелодия, а за ней – слова. Записывать их помогали автору, не знающему нотной грамоты, Юрий Яковлев, Александр Шумаков, Татьяна Клайн, Рамзия Прокудина. Зато теперь эти песни исполняют Лидия Курбатова, Галина Федорова, Михаил Фаенин, хор ветеранов, ансамбль «Станичники».
 

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: « С радостью в душе Птичье царство Демченкова »

« Август 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |