ВКонтакте

Спецпроекты»Из истории города и поселков»Первое угледобывающее предприятие Еманжелинска – разрез «Северный» – отправляло «черное золото» на Челябинскую ГРЭС

Первое угледобывающее предприятие Еманжелинска – разрез «Северный» – отправляло «черное золото» на Челябинскую ГРЭС

Оцените материал
(1 Голосовать)
Первое угледобывающее предприятие Еманжелинска – разрез «Северный» – отправляло «черное золото» на Челябинскую ГРЭС Фото из архива историко-краеведческого музея им. Ведерникова
Разведка Еманжелинского буроугольного месторождения началась осенью 1929 года.

Наш город основан и развивался на Еманжелинском месторождении бурых углей. Разведанные запасы угля составляли 150 млн. тонн. Рассказывает Валентина Ефанова, краевед:

Еще в 1911 году первая геологическая разведка обнаружила уголь на берегу озера Большой Сарыкуль.

В первой пятилетке советское государство взяло курс на индустриализацию страны. На Урале началось строительство заводов и электростанций, требовалось много угля. В 1929 году при копейском «Шахтострое» было организовано геологическое управление, которое для поиска угля организовало Еманжелинскую и Коркинскую геологоразведочные партии. Начальником назначили Петра Ивановича Бобылева.

В октябре 1929 года в деревню Еманжелинку приехали геологоразведчики во главе с геологом Виктором Петровичем Поспеловым. В двух километрах от деревни по направлению к озеру Большой Сарыкуль они начали вести бурение. Бурили вручную. Жили тут же в брезентовых палатках. При бурении сначала наткнулись на месторождение глины. 10 бурильщиков, беззаветно преданные своему делу, продолжали работать день и ночь. К лету 1930 года количество рабочих увеличилось, и бурение стали вести ускоренными темпами. 5 декабря 1930 года, в полдень, из скважины были извлечены первые пробы с углем. Тогда районная газета «На штурм» писала: «Открыт угольный клад». Но пласт был маломощным, и геологоразведчики продолжали бурить дальше. И обнаружили новый пласт 20-метровой толщины, протяженностью один километр (с западной стороны от бывшего депо). Бригаде бурильщиков во главе с Куликовым было присвоено звание «Бригада имени ВЦСПС». (Когда организовали Ключевскую разведочную партию, один из членов этой бригады – Оверкин – стал ее начальником.) К концу 1931 года разведанные запасы Еманжелинского месторождения исчислялись почти уже четырьмя миллионами тонн угля.

В марте 1931 года в Копейск приезжал заместитель председателя ВСНХ СССР Иосиф Косиор. Ознакомившись с результатами геологоразведки, он дал указание начать разработку Еманжелинского буроугольного месторождения с помощью открытых горных работ, так как мощный пласт 20-метровой толщины находился на глубине всего 15-20 метров от поверхности. В объяснительной записке, которая хранится в городском архиве, сказано: «Образование Еманжелинских копей начато с апреля 1931 года».

В начале мая 1931 года на берегу озера Большой Сарыкуль началось строительство первого угледобывающего предприятия – разреза «Северный». И уже через два месяца после начала вскрышных работ велась попутная добыча угля. Сначала вскрыша разреза производилась конно-колымажным способом.

Колымажка – это большой ящик на четырех колесах с открывающимся дном. Рабочие лопатами засыпали в такую повозку грунт и отвозили на лошади в отвал. Там вынимали штырь, дно открывалось, и земля высыпалась.

Коновозчиками были крестьяне из соседних деревень. Они приезжали на вскрышу разреза на своих лошадях на заработки. Но гужевого транспорта не хватало: кроме вывозки породы нужно было вывозить лес из Варламовского бора. А в колхозах лошади нужны были для проведения посевной и уборочной.

Чтобы помочь первостроителям Еманжелинских угольных копей, Еткульский райком ВКП(б) обязал председателей колхозов выделить 1038 человек и 862 лошади. И эта помощь сыграла решающую роль в освоении угольного месторождения на первоначальном этапе.

По мере углубления разреза конно-колымажный способ оказался неэффективным: лошади вязли в сырой глине. И тогда первостроители придумали деревянную дорогу. На шпалы они укладывали деревянные брусья, их обивали железом, и по таким рельсам катали вагонетки. Наверху был установлен большой барабан, его вращали две или четыре лошади. На барабан накручивали трос, к концам которого прицеплялись вагонетки: пустая спускалась, а груженая поднималась. Породу высыпали в отвал. Когда добрались до угля, его так же поднимали наверх, высыпали на деревянный настил и вручную грузили в железнодорожные вагоны. В основном этим занимались женщины: сестры Вшивковы, А. Прокопьева, Т. Маврина, А. Юркина и другие. Работы велись круглые сутки. Электроосвещения еще не было, поэтому ночью всюду горели костры.

В апреле 1931 года на Еманжелинские угольные копи стали прибывать спецпереселенцы – выходцы их деревень Курганской области, потом – Астраханской и Ставропольского края, пострадавшие во время раскулачивания. Они серпами жали камыш на берегу Большого Сарыкуля и строили шалаши. У кого был брезент, ставили палатки. Тут же бегали дети. А над городком из шалашей и палаток кружили чайки.

Первостроитель Матвей Семенович Богатырев, вспоминая далекие 30-е годы, рассказывал, что в его бригаде работали С. Вшивков, П. Ивлев, К. Калташов, П.Г. Турищев, Ф. Малясов, С. Михайлов, Г. Степанов, М. Фотин, П. Худяев, С. Шкодских, И. Савченко, В. Кадацкий. Люди от сохи, они не имели никакого опыта в новом деле, но очень старались. Уголь добывали кайлом, лопатами грузили его в вагонетки и вручную откатывали их от забоя. А в памяти Ивана Яковлевича Подкорытова осталось, как в 1931 году на приемную площадку начали поступать первые вагонетки с углем, и 5 августа первый состав с 16 тоннами еманжелинского угля отправили на Челябинскую ГРЭС. Уголь на платформы грузили как могли: носилками, корзинами, лопатами. Потом соорудили эстакаду для разгрузки вагонеток.

Так начинал работать 1-й добычной участок разреза «Северный». Первым начальником этого участка был Константин Ильич Чекмарев. По мере вскрытия разреза обнаруживались новые пласты угля, и вскоре организовали второй участок во главе с З. Сафиным.

В апреле 1932 года на разрез пришел первый экскаватор. Потом поступили еще шесть экскаваторов разных марок. Но техника оказалась малопроизводительной. Из-за частых поломок экскаваторов и паровозов, нехватки воды для их заправки и рельсовых путей план добычи угля не выполнялся.

В начале 1934 года из-за оползней почти втрое сократилась добыча угля на разрезе. Было принято решение о переходе на подземный способ ведения горных работ. И весной 1934 года разрез «Северный» закрыли. Он был выработан до глубины 32 метра, в нем добыли 768 тысяч тонн угля.

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |