ВКонтакте

Спецпроекты»Из истории города и поселков»Образцовая школа, трудовой поезд и речка Безымянная

Образцовая школа, трудовой поезд и речка Безымянная

Оцените материал
(3 голосов)
В таких домах жили первостроители Еманжелинска В таких домах жили первостроители Еманжелинска Фото из архива "НЖ"
О памятных местах своего детства и юности рассказывает краевед Валентина Ивановна Ефанова.

 

Мы приехали на Еманжелинские угольные копи всей семьей летом 1934 года. Моего отца направили сюда как специалиста на строительство шахты № 18-бис. Осенью я пошла в третий класс в школу.

Школа располагалась в районе нынешних ЦЭММ в камышитовом бараке и называлась «образцовая». В каждом классе была печь, которая топилась из коридора. Классы были небольшие, вместо парт стояли столы и скамейки. На большой перемене приносили горячие завтраки, но так как столовая была рядом со школой, учащиеся стали ходить туда. Питание было хорошее, приготовлено вкусно и всегда свежее. Наш директор Михаил Федорович Костюшев следил за этим строго.

По левую сторону от школы был «торговый центр» – камышитовый барак, в котором размещались магазины, а рядом слева находился книжный киоск. Около школы было еще три барака. В одном располагалась столовая, в другом – общежитие и красный уголок. В третьем, на берегу речки, – контора управления, построенная еще в 1931 году.

До школы было не близко. А зимой, когда переметало дорогу, мы с трудом пробирались через сугробы, но старались не пропускать уроки. В классах нас встречали жарко натопленная печь и наша добрая учительница.

Большую радость нам приносила весна. Между школой и первым участком (сейчас это район кинотеатра им. Н.Н. Мерзликина – прим. ред.), где мы жили, было много болот. Вокруг них росли ивы, купавки, лютики, осока. На взгорьях было море колокольчиков, незабудок и разнотравья. Утром идешь в школу, а тебя встречает многоголосье птиц. Они тут же, между кустов, в траве, сооружали себе гнезда и выводили потомство.

Особенно нас притягивало к себе болото, мимо которого мы ходили в школу. Населяло его множество водяных насекомых. Но нас интересовали лягушки. Мы здесь наблюдали весь процесс развития земновод­ных. Иногда с радостью кричали друг другу: «Посмотрите, сегодня уже нет головастиков, а вместо них маленькие лягушата!»

У нас было счастливое детство. Мы дышали чистым воздухом. Ели экологически чистые продукты. О нас, детях, государство проявляло большую заботу.

С северной стороны болота, мимо которого мы ходили в школу, на возвышенном месте был базар. Сначала здесь стоял один длинный прилавок, потом их стало два. Рынок работал тогда только по воскресеньям. В этот день приезжали со своей продукцией колхозники из ближайших сел. Привозили яйца, молоко, творог, сметану, мясо, овощи. Излишками выращенных овощей торговали и жители поселка. И, конечно же, рыбаки привозили сарыкульских карася и гольяна. Особенно мы любили гольянов. Маленькие, круглые, мясистые. Бывало, наши мамы заполнят ими большие сковородки да зальют взбитым яйцом в молоке и запекут в духовке. Пальчики оближешь!

Постепенно торговля на рынке расширялась. Стали торговать и по субботам. Появилась барахолка, где продавали в основном поношенные вещи. Колхозники начали привозить на продажу животных: телят, коров, овец, поросят, птицу. Рынок становился тесным, и начали осушать болото...

За домами с северной стороны первого и второго участков были почти сплошные болота, осиновые и березовые колки да степь. Дальше, на территории нынешних 46-го и 48-го кварталов, небольшие возвышения и тоже болота. Вокруг росли кустарники, были небольшие колки. В некоторых болотах настолько была чистая и прозрачная вода, что мы ходили туда купаться, переходя вброд речку Безымянную.

На возвышенных местах жители копей выращивали картофель. Сейчас на этом месте городской сквер, кварталы трехэтажных и пятиэтажных домов, территория больницы. С южной стороны первого и второго участков тоже были болота. Вода в некоторых болотах была мягкая, щелочная, и мы туда ходили за водой для стирки белья.

Любимым местом наших игр было кочковатое болото у бывшего депо. Мы устраивали соревнования, кто дольше всех, прыгая с кочки на кочку, не упадет в болото.

Самым высоким в поселке было место, где построили школу № 5 (тогда это была школа № 20). От нее на восток, юг и запад шло постепенное понижение. Зимой напротив школы устанавливали деревянную катушку, обкладывали ее снегом и обливали водой. Выполнив уроки, вечером мы ходили на горку. В санки садились по три человека и катались с ветерком чуть ли не до самого клуба «Большой Горняк». (Клуб находился с левой стороны аллеи, ведущей в ДК им. Пушкина, ближе к улице Гагарина.) С этого бугра мы катались также на лыжах.

Перед входом в поселковый сад была небольшая площадь. В летние каникулы родители устанавливали нам карусель. Вкопают столб, наверху закрепят колесо от телеги, привяжут веревки снизу с петлей, в которую мы садились и разбегались, колесо крутилось, а мы катались, как на карусели. А еще играли в различные игры, например, в чижика.

Дети тогда были активными. По заданию пионерской организации школы летом мы устраивали форпост. Почти со всего первого участка к нам присоединялись наши сверстники. Мы играли в разные игры, а ночами дежурили в огородах за стайками.

Еще одно из памятных мест для нашего поколения – водокачка, которая стояла с правой стороны при выезде с улицы Шахтера в сторону кирзавода, где сейчас автозаправка. Мимо водокачки ходили к трудовому поезду, курсировавшему от Еманжелинских копей до г. Коркино и обратно. На трудовом поезде от депо молодежь ездила на занятия в горный техникум, а те, кто в Коркино работал, на работу и с работы, кто-то просто по разным делам.

Конечно же, самое памятное мес­то нашего детства и юности – школа. Мы любили своих учителей. У нас было взаимное уважение. Они гордились нами не только, когда мы учились, но и когда вышли из стен школы. Кто-то пошел работать, кто-то поступил в институты и техникумы. На нашу долю выпала война. Мой отец почти с первых дней войны был на фронте, и я пошла работать.

Зимой 1949 года директор школы № 2 Василий Захарович Щенников организовал встречу выпускников. Мы все, кто работал, учился в вузах и вернулся живой с войны, собрались в школе. Встреча была очень радостная.

Основной рельеф местности нашего города составляли чередующиеся блюдцеобразные и овальные песчано-глинистые бугры и увалы. Размеры котлованов достигали от 50 до 100 метров в поперечнике и более. Глубина их была 2 – 3 метра, иногда котлованы соединялись между собой и составляли целую цепь бесконечных впадин, которые весной наполнялись водой, образуя небольшие озерца и болота. Летом некоторые из них пересыхали и дно их покрывалось растительностью. Были болота, которые оставались все лето заполненными водой из талого снега и дождями.

Оставить комментарий

Похожие материалы (по тегу)

Последние комментарии

Яндекс.Метрика

Материалы сайта разрешено использовать только с обязательным указанием автора публикации и ссылкой на сайт
АНО "Новая Жизнь" г. Еманжелинск © 2012-2020

Войти or Регистрация

Забыли пароль? | Забили логин? |